От проблем к модернизации. Александр Тимофеев — о главных проблемах «Почты России»

К главным проблемам «Почты России» сегодня можно отнести: устаревшую инфраструктуру, кадровый голод, транспортные проблемы и жесткую нехватку отделений связи в крупных городах. О них-то и рассказал собравшимся на конференцию в пресс-центре «АиФ’а» 28 ноября Александр Тимофеев, руководитель дирекции по организации производственных процессов ФГУП «Почта России».

«Работа “Почты России” — это срез развития всей инфраструктуры страны», — начал свое выступление Александр Тимофеев, подхватив основную мысль выступавшей ранее на этом же мероприятии Светланы Сергеевой, руководителя дирекции корпоративных коммуникаций почты. — «Почта не живет в безвоздушном пространстве. Для того, что бы оказать качественную услугу, у нее должно быть отделения связи, хорошо функционирующий почтовый транспорт и достаточное количество персонала», — обозначил основу качества предоставляемых почтовым ведомством услуг докладчик.

Отделения почтовой связи (ОПС) — основа основ. Нет здания — нет услуги. На сегодняшний день структура распространения ОПС по территории страны крайне неравномерна: 75% отделений приходится на сельские поселения, и только 25% — на городские. При этом все мы прекрасно знаем, что уже на протяжении второго десятилетия в стране наблюдается плавная миграция в крупные города. Вот и получается, что наибольшее количество ОПС находится в местах с наименьшим количеством жителей. Тогда как в городах, наоборот, наблюдается значительная нехватка отделений почтовой связи.

«Вот Краснодар — город с быстрорастущим населением и активно ведущимися застройками», — начал приводить примеры Тимофеев. — «Здесь нехватка составляет более 30 ОПС». Казалось бы, в чем проблема — берите и открывайте! Но как оказалось, все не так просто.

Для того, чтобы открыть отделение, необходимо найти подходящее помещение, отвечающее целому ряду критериев. Оно должно находиться на первом этаже здания,    иметь автомобильный подъезд, площадку для разгрузки, удобный вход, который можно было бы оборудовать, в том числе, и для инвалидов... Однако, по факту, при застройке новых микрорайонов, муниципалитеты «забывают» о выделении под ОПС таких помещений. Их попросту не предусматривают, как еще недавно не предусматривали школы и детские сады. Между тем, в советские времена наличие помещения, специально отведенного для обустройства почтового отделения, было обязательным условием при сдаче нового микрорайона. Сейчас же рыночные отношения взяли верх.

«Когда почта приходит с вопросами, нам в ответ говорят: “А вы знаете, сколько мы отдали за землю и подключение? Хотите открыть отделение — берите помещение на коммерческой основе!” Но мы не в состоянии этого делать. Даже в городе такое отделение, будет приносить убытки», — пожаловался Тимофеев.

А помещение для городского ОПС должно быть не маленькое — 200-300 кв. м. Из-за такой вот «забывчивости» застройщиков и курирующих их чиновников, в Москве, например, сегодня не хватает более 100 отделений почтовой связи. Конечно, Москва — город огромный, поэтому здесь «Почта России» пытается открывать такие вот «отделения на коммерческой основе». Например — в зданиях торговых и бизнес-центров. Но по словам Тимофеева, прибыли от них никакой: «в лучшем случае они работают в ноль».

Выход из сложившейся ситуации Тимофеев предложил — по его словам представители «Почты России» готовы входит в оценочные комиссии, курирующие застройку под жилые фонды. Тогда уже на первых этапах планирования можно будет совместными усилиями изыскивать необходимые помещения для открытия новых отделений почтовой связи.

Наверное, в этом предложении есть резон. Тем более, что анекдотичных случаев по данной линии с «Почтой России» происходило не мало. Так, въехавшие в новый многоквартирный дом в Пушкине жители обнаружили — в подъезде нет почтовых ящиков. Застройщик их просто не смонтировал. А все шишки со стороны жильцов, конечно же, полетели в сторону почты. Ведь простому обывателю неведомо, что, несмотря на все просьбы «Почты России», ящики так и не были переданы в ее ответственность.

Или вот еще один случай: во время капитального ремонта дома усердные строители, вместе со стенами подъезда, закрасили и ящики. А надписи с номерами квартир на них не возобновили. И опять все шишки полетели в сторону почтовиков… Это хорошо, когда оказавшийся на таком участке почтальон работает не один год, поэтому с закрытыми глазами может сказать где ящик каждой квартиры. А если это новый сотрудник? Тем более что текучка кадров и комплектация штата — еще одна большая проблема сегодняшней «Почты России». Даже несмотря на то, что в структуре расходов почты около 70% приходится на фонд оплаты труда, это не позволяет ей выдерживать среднерыночный уровень зарплат. В итоге, избалованные большим количеством вакансий на рынке труда жители городов-миллионников, прямо скажем, не рвутся положить свои трудовые книжки на почту.

«Обычные трудовые специалисты у нас в стране уже не в моде. За последние 15 лет мы убили уважение к простому труду. Для “Почты России” это серьезная проблема», — снова пожаловался Тимофеев.

Конечно, как вариант можно было бы рассмотреть привлечение гастрабайтеров, как это активно делается, например, в сегменте сетевой торговли. Однако, в отличие от ритейла, где ответственность несется за колбасу и йогурты, сотрудники почты обязаны, например, работать с ценными письмами, соблюдать закон о защите персональных данных… Таким образом, привлечение на почту более дешевой рабочей силы накладывает на организацию дополнительную ответственность и требует отдельных проработок.

Очень болезненной для ФГУП является транспортная проблема, в том числе — частотность движения поездов и самолетов, и состояние автомобильных дорог. «Почтовые машины, как и все остальные, стоят в пробках. Средняя скорость движения нашего транспорта по Москве — 11 км\ч. Поэтому, чтобы совершить обычный двойной обмен между двумя отделениями связи, второй маршрут приходится переносить на ночное время», — указал Тимофеев.

Однако проблемы с транспортной инфраструктурой, характерные для всей страны, меркнут по сравнению с проблемами внутрипочтовой инфраструктуры. Начиная с 90-х годов «Почта России» практически полностью потеряла компетенцию по автоматизированной обработке.

«Если во времена Советского Союза, — начал рассказывать Тимофеев, — мы вышли на высокий уровень автоматизированной сортировки, то уже в 2000-й год мы вошли со 100% ручной сортировкой. Мы были сильно отброшены назад. Все те заводы, которые производили почтообрабатывающее оборудование, разорились, т.к. за последние 20 лет практически не получали заказов. А ресурсы установленной в ОПС во времена СССР почтовой техники уже фактически выработаны».

Например, средний срок эксплуатации почтовых конвейеров составляет 20 лет. Однако до сих пор в почтовой инфраструктуре есть те, что были уставлены еще в 70-х годах. Конечно, «Почта России» проводит плановую замену оборудования. Но с учетом, как было сказано Светланой Сергеевой, отсутствия госфинансирования ФГУП на дальнейшее развитие и модернизацию, процесс этот грозит стать очень долгим и трудоемким.

«Вы только представьте, — обратился Тимофеев к журналистам, — 40 тыс. отделений почтовой связи, это 40 тыс. конвейеров, люковых окон, штампелевальных машин!…»

Представить удалось с трудом.

Но еще более трудным оказалось представить каким же образом почте удается изыскивать ресурсы на эту замену? Ведь только запланированная на этот год закупки 700 штампелевальных машин обойдется ей в более чем 100 млн руб…

Особняком стоит вопрос строительства новых сортировочных центров. По подсчетам почтовиков, для того чтобы обеспечить должное качество почтовых услуг, по стране необходимо построить 30 таких центров. Сейчас же их можно пересчитать по пальцам — два построено, и строительство трех еще ведется (в Ростове, Новосибирске и Махачкале).

«Наша программа развития — глубокая модернизация. Только она позволит в итоге получить другую почту, ту, которая будет соответствовать потребностям граждан, государства и компаний. Но без поддержки этот эффект не будет скорым», — заключил руководитель дирекции по организации производственных процессов ФГУП «Почта России».

Александра Вознесенская

Источник: PlanetaSMI.RU