Объединившись, конкуренты рынка - "Роспечать", "Нева-Пресс", "Новая пресса", Красногвардейское МРА "Союзпечать", "Ника" и "Пресса" говорили не о бюджетной поддержке, а лишь о лояльности к социально значимому, но низкорентабельному бизнесу.
"Нам не нужны дотации от Смольного, нам нужна реальная помощь", - заявили распространители на встрече с Лениздат.Ру. Из-за кризиса снижаются тиражи изданий, объемы потребления печатной продукции и, как следствие, выручка распространителей.
Шаверма в газете
Прямыми конкурентами распространителей прессы в борьбе за аренду земельных участков выступают владельцы продуктовых киосков. Их выручка и, соответственно, возможности заполучить новые торговые точки на порядок выше, чем у "газетчиков". "Не редки случаи, когда газетные киоски без ведома владельцев отодвигают, перевозят на другое место. А их место занимают точки общепита", - рассказала генеральный директор "Нева-Пресс" Ирина Васильева.
Так, например, до настоящего времени не решен вопрос по двум адресам во Фрунзенском районе, используемым в нарушение договорных условий не под торговлю прессой, а под продажу шавермы. В 2011 году в ходе торгов по двум земельным участкам сторонняя компания предложила арендные ставки выше, чем мог себе позволить распространитель - "Союзпечать". Победитель получил участки для размещения на них газетно-журнальных киосков. Однако пропустовав полгода, киоски были переданы в субаренду... и перепрофилированы под палатку с шавермой. И это несмотря на то, что договор аренды строго предусматривает запрет на изменение целей использования участка.
"Мы пытаемся существовать в рыночных условиях, но поскольку у нас низкорентабельный бизнес, мы не можем так же, как и другие, угнаться за повышением цен на аренду и на коммунальные платежи, - замечает генеральный директор "Нева-Пресс" Ирина Васильева. - Мы не против того, чтобы платить. Но, учитывая социальную направленность и низкую рентабельность нашего бизнеса, хотим, чтобы власть дала нам "зеленый коридор": разработала дифференциальную систему оплаты и пошла на послабление бюрократических процедур".
По признанию распространителей, возникающие в отрасли проблемы не всегда продиктованы условиями конкурентного рынка.
Энергия затрат
На встрече с Лениздат.Ру операторы рынка распространения прессы рассказали, что из-за чрезмерного роста выплат за коммунальные услуги вести успешный бизнес практически невозможно. Самая серьезная проблема - неподъемные счета за электроэнергию.
После того, как в конце 2011 года ГУП "Горэлектротранс" и ГУП "Ленсвет" передали городские опоры наружного освещения на обслуживание коммерческим организациям, стоимость размещения кабелей на опорах существенно возросла. Обслуживающие компании получили монопольное право единолично размещать и обслуживать оборудование третьих лиц (распространителей) и стали устанавливать непомерно высокие цены на услуги.
"При этом по каким критериям владельцами опор были выбраны именно эти компании, нам пояснить отказались, - замечают распространители. - Во всяком случае, о проведении каких-либо конкурсов на передачу городских опор на обслуживание сторонним организациям нам ничего неизвестно. Почему до сих пор город не заинтересовался коррупционной составляющей этой сделки, совершенно непонятно".
Помимо этого, 12 июля 2012 года в силу вступило постановление Правительства РФ "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии". Документ кардинально изменил формулу расчета тарифов за потребление электроэнергии. Он стал производиться, исходя из "максимально допустимой длительной нагрузки на вводной кабель".
Например, если таковая составляет 10 кВт/час, то владельцы киосков должны платить за 240 кВт в сутки вне зависимости от того, потребляет ли киоск это количество электроэнергии или нет. Посчитаем: если стоимость 1 кВт составляет около 4,50 рублей, то в месяц только за электроэнергию владельцу одного газетного киоска придется выложить более 30 тысяч рублей.
Бумажная волокита и электронные тупики
Месяц назад, 26 октября, Ассоциация издателей и распространителей "Балтийская пресса" направила председателю комитета по печати Александру Лобкову обращение, в котором настоятельно попросила чиновника принять участие во встрече, где за один стол переговоров сели бы члены Ассоциации, представители "Ленэнерго", "Петроэлектросбыта" и чиновники ведомства. "Острая необходимость в такой встрече обусловлена угрозой сбытовых компаний обесточить киоски распространителей печатной продукции", - пишут распространители Лобкову.
Такая опасность действительно существует. Если операторы не оплатят в полном объеме стоимость потребления электроэнергии, газетные киоски просто обесточат. Сбытовые компании не останавливает даже тот факт, что комитет по энергетике ввел мораторий на выставление счетов компаниям, которые еще не успели перезаключить договор с поставщиками электроэнергии. "Что в "Ленэнерго", что в "Петроэлектросбыте" нам так и заявляют, что ни о каких мораториях не знают", - отмечают распространители.
В итоге с начала сентября операторы платят за электроэнергию в пять раз больше, чем раньше. И это при том, что фактический объем потребления электроэнергии сохраняется на прежнем уровне.
"Реальная величина сумм новых счетов автоматически превращает каждую сеть в глубоко убыточный бизнес, - отмечают операторы рынка в письме Лобкову. - Перезаключить договоры с установкой счетчиков для сокращения коммунальных платежей также не представляется возможным. Одним из препятствий для этого является требование сбытовых компаний предоставить действующие договора аренды земельного участка с КУГИ. КУГИ, в свою очередь, также затягивает и процесс продления договоров, и оформление новых. В итоге получение договора от КУГИ, а значит и перезаключение договора со сбытовыми компаниями, порой затягивается до года. Все время, пока оформляются документы, распространители платят по повышенному тарифу.
Речь в обращении "Балтийской прессы" шла не о судьбе отдельно взятого киоска, а о выживании целой отрасли. Тем не менее комитет по печати до сих пор никак не отреагировал на обращение распространителей.
Упреки и компромиссы
Вместо этого со стороны городских властей распространители слышат упреки в том, что газетные киоски нарушают благообразие городской инфраструктуры – дескать, "внешне устарели". У чиновников Смольного довольно странные представления о прекрасном: после того, как киоски с прессой покидают улицы, на их месте мгновенно появляются палатки с общепитом. Очевидно, торговля шавермой, блинами и алкоголем претит Смольному гораздо меньше.
"Выслушивая упреки власти о том, что киоски с прессой не вписываются в городской облик, мы понимаем, что решить эту проблему можно только идя в ногу со временем", - отмечает генеральный директор компании "Пресса" Елена Салтыкова. А потому в ответ на недовольство чиновников Салтыкова выступила с предложением внедрить в городскую среду так называемые интерактивные киоски. Их можно было бы оснастить электронными панелями, позволяющими горожанам знакомиться с анонсами новостных изданий и получать справочную информацию, предлагают распространители. Впрочем, предложение не только осталось без внимания, но даже не было удостоено каким-либо формальным комментарием.
Конец света
Прогнозы участников рынка распространения прессы на 2013 год крайне пессимистичны. В будущем году места для размещения новых газетно-журнальных киосков будут предоставляться по результатам аукционов. При этом основным критерием оценки участников станет стоимость арендной платы. Едва ли выручка распространителей позволит им тягаться с владельцами точек общепита.
Кроме того, распространители опасаются, что существующая на данный момент адресная программа размещения киосков с прессой может быть изменена. Сейчас Смольный работает над созданием единой городской схемы размещения торговых объектов. Какое место в ней займут газетные киоски, неясно.
Точка выхода
Сегодня представители отрасли надеются лишь на вмешательство городских властей. По-иному ситуация не может быть разрешена. Позитивным примером можно считать опыт московских распространителей, чьи протесты против отраслевого "беспредела" были услышаны столичной администрацией: с августа 2012 года киоскам с прессой в Москве были предоставлены льготные условия.
Как отмечает исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати Марина Давыдова, "Москве повезло чуть больше". Отрасль в столице курирует заместитель мэра Александр Горбенко, который долгое время работал в СМИ. "Он хорошо знает индустрию и ее проблемы, - отмечает Давыдова. - Это достаточно редкий случай, когда в правительстве за отрасль отвечает человек, у которого действительно есть понимание проблем рынка. Была бы другая ситуация – нам не удалось бы докричаться".
Оценивая ситуацию, которая сложилась в Северной столице, Марина Давыдова отмечает, что для решения проблемы распространителям нужно объединиться с издателями. Очевидно, что закрытие точек продаж прессы влечет за собой проблемы и у издателей, отмечает она.
"Издатели и распространители тесно связаны друг с другом, - подчеркивает Давыдова. - Нельзя решать проблемы одного бизнеса, не учитывая проблем другого. В любом случае к властям надо обращаться, писать письма, распространять информацию в СМИ, записываться на прием к чиновникам. Надо делать все возможное, не останавливаясь ни на день. Ведь если сделать перерыв хотя бы в день или два, сложится впечатление, что проблема разрешилась сама собой".
Судя по тому, как отреагировал на запрос распространителей комитет по печати, Смольный пока не готов делать шаги навстречу проблемам отрасли. Распространители были вынуждены выбрать другой путь – обратиться к представителям законодательной ветви власти.
18 декабря в Петербурге пройдут депутатские слушания по вопросу сохранения и развития инфраструктуры распространения печатных СМИ, по итогам которых должен быть выработан комплекс мер, который не позволит газетным киоскам оказаться "вне закона". Встреча организована комиссией петербургского парламента по образованию, культуре и науке.
В повестке мероприятия - жизненно важные для отрасли вопросы: проблемы согласования точек размещения киосков, роста тарифов сбытовых компаний за поставку энергоресурсов, а также проблема формирования и сохранения адресной программы размещения объектов по реализации периодической печатной продукции.
Дарья Фазлетдинова
Источник: Lenizdat.ru