- В чем особенность сегмента печатных СМИ про звезд и знаменитостей в России по сравнению с зарубежными аналогами?
- У нас не так жестко. Мы в России к звездам лучше относимся. Практически все наши СМИ, пишущие о звездах, тексты со знаменитостями согласовывают. Либо пишут их так лестно, что согласовывать и не надо. Мы, наверно, единственное исключение: согласовываем лишь интервью. Это всего 1 - 3% от общего объема наших текстов. Все равно конфликты со звездами бывают. Например, с Еленой Хрулевой (Еленой Ваенгой. – Прим. ред.), которая нас обвинила во вмешательстве в частную жизнь. За что? За фотографию с общественного мероприятия по посадке деревьев, куда она пришла в красном платье и в черных очках – видимо, думала, что её никто не узнает. Мы же к ней не в форточку лезли за этим снимком - это было открытое мероприятие. А так у нас проблем со звездами очень мало: за 5 лет существования журнала на нас было подано всего 6 исков, из которых один (иск Лолиты) был отозван. У нас все-таки творческая профессия, мы не гайки закручиваем, поэтому никогда не знаешь, где "накосячишь". Когда мы совершаем ошибку, мы всегда предоставляем полосы "обиженной" стороне, чтобы избежать конфликта. Обычно это работает эффективно.
- Чем отличается тематика номеров изданий про звезд в России от заграничных аналогов?
- Нас вообще сложно сравнивать. Любые издания, а не только о звездах. Немецкий таблоид Bild в этом году снял с должности президента Германии Кристиана Вульфа после публикации о том, что тот получил у друга льготный кредит. У нас же в стране про Сердюкова написали только после его отставки. А так - пиши о ком хочешь и что хочешь, даже о Путине, и ничего. Никакой реакции не будет. Я не наблюдаю никаких изменений и в нашем сегменте за последние 5 лет. Застой. Да, и ниша журналов у нас мизерная. Есть Hello, "Отдохни", "Звезды и советы"… По пальцам можно пересчитать журналы о звездах. А за границей - десять Hello, двадцать "Отдохни", двадцать "Тайн звезд", и на все есть спрос. И тиражи там в разы больше, чем у нас. Киосков, продающих печатную продукцию, на душу населения тоже больше. А у нас? Я периодически читаю блог Александра Оськина (председатель правления АРПП. – Прим. ред.), он все время пишет, как киоски сносят. Российские чиновники почему-то убеждены, что нам не нужны ни пресса, ни киоски с прессой. В итоге в Италии попытались ввести закон о клевете – шквал, буря возмущений, забастовка журналистов. И закон отклонен. А у нас всем по барабану. Кто-то где-то что-то сказал, на этом и успокоились. В результате у нас клевета – уголовно наказуемое дело.
- Существуют ли профессиональные табу для журналистов, пишущих про звезд?
- Например, никто из журналистов не будет писать матом, если, конечно, они не цитирует какую-нибудь звезду. А дальше все по закону. Например, "О защите детей". У нас маркировка 16+ или 18+, в зависимости от содержания номера. Значит, сейчас мы уже не можем напечатать на обложке фото избитого Каддафи или трупа Майкла Джексона.
- Какие жанры чаще всего используются таблоидами?
- У нас нет такого понятия, как жанры. Да и не только у нас. Я до этого работал в "Комсомольской правде", и там меня научили, что различие между новостью и репортажем только в количестве знаков. Это на журфаке МГУ учат, что в репортаже должно быть единство места и действия, а в новости должен содержаться ответ на четыре-пять обязательных вопросов: Кто? Где? Когда? Что сделал? И почему? В реальной журналистике ты пишешь отведенное количество строчек. Что касается меня как главного редактора, то я, например, никогда не возьму в номер второстепенную и третьестепенную звезду, только если она что-то из ряда вон выходящее сделает. Но у нас на сегодня рекорды продаж сделали Таисия Повалий (в Новый год номер продавался две недели), Юрий Лужков (после своей отставки), Людмила Гурченко (после своей смерти). Есть всегда хорошо продаваемые звезды, которые появляются у нас на обложке раз в месяц. Например, Алла Пугачева. Она сама говорит: "Наверное, от меня все уже устали", но это не так – покупают и читают. Так же, как и Николая Баскова, Кристину Орбакайте, Иосифа Кобзона. Сейчас хорошо продается Эвлина Бледанс со своими рассказами о сыне.
- Есть ли в отрасли СМИ, пишущих о звездах, единство, или вы конкурируете друг с другом?
- Мы не конкурируем. Каждый из нас занимает свое место на рынке. Да и тиражи у нас мизерные: ну, что это - 600 тыс. экземпляров на 140-миллионную страну, а у некоторых и того меньше - 100-200 тысяч. Поэтому мы уживаемся хорошо. Например, "Тайны звезд" дружат с "Экспресс-газетой". Мы покупаем у них фотографии, подсматриваем у них темы. Иногда они у нас. Мне кажется, что в нашем деле, если вышел номер и из него никто из коллег ничего не взял, то номер неудачный.
Нина Сомина
Источник: Lenizdat.ru