Рынок прессы Москвы получил описание, паспорт и программу развития

Впервые за все годы существования рынка распространения печатных СМИ в Москве проведена большая комплексная работа по анализу всех его сегментов, мониторингу торговых объектов различных форматов и описанию перспектив развития отрасли. 

Данная работа была выполнена АРПП по заданию Департамента средств массовой информации и рекламы Правительства города Москвы и представлена на столичном медиа-активе 3 декабря с.г. президентом АРПП Мартыновым Д.В.

Исследование состоит из 4 крупных разделов, посвященных:

•мониторингу состояния московского рынка распространения периодической печати, 

•обеспеченности населения Москвы торговыми объектами прессой, 

•состоянию рынка логистических услуг, 

•концепции развития распространения печатных СМИ в Москве, в т.ч. и на присоединенных территориях на среднесрочную перспективу.

В рамках данной работы собраны и систематизированы данные о динамике, структуре и объеме московского рынка распространения прессы за последние 10 лет, а также дана характеристика операторов рынка с указанием количества торговых объектов на территории города Москвы.

Для определения востребованности различных форматов торговых объектов прессой и покупательских предпочтений москвичей по тематическим группам изданий в сентябре-октябре 2012 года было проведено масштабное анкетирование. В опросе приняли участие 5000 человек разного возраста, проживающих в различных районах Старой и Новой Москвы, а также жители Подмосковья, работающие в Москве. В результате удалось получить интересные данные. В частности, оказалось, что чаще всего (почти 60% опрошенных) прессу покупают в киосках и павильонах прессы, которые к тому же остаются самыми востребованными форматами торговли среди всех возрастных групп населения.

Мониторинг торговых точек с печатными изданиями показал, что пресса присутствует более чем в 1000 сетевых супермаркетах, гипермаркетах и магазинах в жилых кварталах. Однако покупают газеты и журналы в них всего 30% москвичей и гостей столицы, а у лоточника или «ручника» периодически прессу приобретают 11% опрошенных. Соответственно не удивительно, что и в стоимостном выражении 90% объема московского рынка приходится на два сегмента – киосковые сети и дистрибуцию прессы в сети FMCG.

Не остались незамеченными в ходе анализа и такие тенденции в потребительском поведении как изменение интересов к тематике изданий и снижение трат на покупку прессы. К примеру, 75% опрошенных сообщили о смене тематической группы печатной продукции, а 63% сказали, что доступность бесплатной информации в интернете и развитие мобильных устройств, позволяющих читать любимые издания в электронной версии, позволяют им экономить собственный бюджет. 

Авторами работы были проанализированы и такие важные для рынка параметры как цена периодических изданий и уровень возвратов. Подробно рассмотрена экономика каждого сегмента рынка и сформулированы негативные и позитивные тенденции развития отрасли, на основе которых выявлены основные проблемы различных сегментов и даны предложения по решению выявленных проблем. К тому же, проведено исследование с учетом европейского опыта и новейших российских методик с привлечением к работе лучших российских отраслевых экспертов.

Один из разделов итогового документа посвящен вопросу обеспеченности населения Москвы торговыми объектами распространения периодической печати. Одной из его задач была проверка соответствия норматива обеспеченности Москвы торговыми объектами с прессой (10 кв.м. на 1000 жителей) текущей ситуации в городе с детализацией информации по административным округам и районам. Выяснилось, что торговых площадей под прессу в столице выделено в 3 раза меньше, чем того требует норматив! И в отличие от европейских стандартов, где 1 торговая точка обслуживает 1000 человек, в Москве на нее приходится 2070 жителей. Чуть лучше оказались показатели обеспеченности в Центральном Административном округе и на присоединенных к Москве территориях.

Самой значимой в данном докладе является его прогнозная часть и разработанные рекомендации по развитию рынка распространения печатных СМИ по всем сегментам и торговым форматам. К примеру, концепция развития распространения периодической печати в Москве, в т.ч. и на присоединенных территориях, разработана на срок до 2022 года включительно и определяет  долгосрочные цели и задачи,  реализация которых позволит сделать розничное распространение печатной продукции стабильным и эффективным. 

В отчете представлено и видение того, каким должен быть рынок распространения периодической печати и в каком направлении всем его участникам следует двигаться. В частности, предлагается утвердить единую классификацию розничных объектов рынка прессы, исходя из широты их ассортимента, разбив их на три категории: 

Категория А (киоски, павильоны и минимаркеты прессы), 

Категория В (супермаркеты, АЗС и т.д.) и

Категория С (лотки, «ручники» и газетные автоматы).

Добиваться же достижения норматива обеспеченности населения торговыми объектами с прессой, по мнению авторов исследования, следует как за счет увеличения количества объектов на 30%-50% в зависимости от категории, так и за счет расширения торговой площади под распространение периодической печати в уже существующих местах продаж. Рекомендуется увеличить площадь под прессу в специализированных объектах с 9,5 кв.м.  до 20 кв.м., а в супермаркетах – с 2,5 кв.м. до 3,5 кв.м.

Будущее системы распространения прессы в Москве видится экспертам в развитии всех форматов торговли с приоритетом киосков, павильонов прессы и мультимедийных торговых объектов, интегрирующих все носители информации в одной точке для удобства населения.

В АРПП уверены, что данная работа поможет издателям и распространителям печатной продукции в развитии своего бизнеса, а внутригородским муниципальным образованиям – в оптимизации и развитии современных каналов распространения медийной продукции, а также выводе Москвы по представленным показателям на уровень европейских норм и стандартов.

Пресс-служба АРПП