Предложив мне кофе, руководитель отдела распространения печати Мурманского филиала ФГУП «Почта России» Ольга Розанова бдительно следит, чтобы я поставила чашку подальше от стопки журналов и газет. И правильно: ведь на ее столе лежат настоящие раритеты.
Конкурс «Пресса 100-летия», который был объявлен еще летом, завершился. До 20 декабря идет отбор лучших изданий, которые северяне приносили в отделения связи. А самые уникальные экземпляры из присланных на конкурс почтовики показали корреспондентам «Вестника».
Выпущенный в августе 1912 года журнал «Извѣстiя Архангельскаго Общества изученiя Русскаго Сѣвера» мурманский писатель и краевед Владимир Сорокажердьев купил еще будучи студентом столичного Литературного института имени Горького. Была у него такая традиция: получив крошечную стипендию, отправиться в букинистический магазин и приобрести за бросовую цену очередную «древность», где каким-то образом отражена история Севера и Арктики. Столетний журнальчик, больше похожий на брошюру скромного серого цвета, сохранился идеально. А вот второе приобретение - «Наука и техника», датированное октябрем 1935 года, почти рассыпается на пожелтевшие листки. На первой странице - портреты Ленина и Сталина, но культ личности просвечивает уже в те годы - врезки с цитатами Иосифа Виссарионыча попадаются на глаза повсюду. Самая известная - знаменитая «Кадры решают все...».
Открывает журнал статья «Люди великого почина» об Алексее Стаханове. Успехи тогдашней авиации представляет фото «нового цельнометаллического самолета советской гражданской авиации «ЗИГ-1» с двумя моторами по 500 лошадиных сил». По соседству два любопытных для сегодняшнего дня материала - «Звуковая кинопередвижка» и «Арктические пустыни превращаются в великий морской путь».
Изумляет, что уже тогда реклама и подписка занимали в журналах заметное место. По соседству с портретами вождей целая полоса рекламных объявлений. От продажи телефонных аппаратов, изготовленных на Ленинградском электромеханическом заводе, до призыва некоего Андрея Фишера получить заочные уроки игры на гитаре, мандолине и домре, а также приглашений на курсы стенографии и немецкого языка. А на последней странице читателей приглашают подписаться на популярные журналы «Красная деревня», «Партийная учеба», «Работница и крестьянка», «Рабселькор», «Резец».
Как женщина сразу хватаюсь за очередной экземпляр выставки журнал «Я шью сама», не очень старый, № 4 за 1989 год. Но мода тогдашняя от сегодняшней отличается разительно. Большеглазые, как Одри Хэпберн, скромно и элегантно принаряженные модели. Нет висящих поверх спущенного на бедра пояса брюк боков, нет призывно сверкающих сзади из-под джинсов стрингов, усыпанных стразами - до эры гламура еще ой как далеко.
А рядом журнал «Советский экран» № 16 за 1965 год. Совсем молодые Марина Влади, Софи Лорен, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов. И ясноглазый ребенок - двенадцатилетняя Лена Проклова на съемках картины «Снежная королева».
СМИ тех лет были, возможно, наивными и пафосными, но абсолютно свободными от «желтизны». Нам не талдычили об очередном выкидыше у известной певицы, не полоскали грязное белье популярных людей, не тараторили о конце света через две недели. Хотя общественное мнение журналисты и тогда формировали вполне настойчиво. В том же «Крокодиле» за июль 1985 года почти на каждой странице - рубрики типа «Пьяная лавочка» или карикатуры на тему «Пьянству - бой», в стране уже вовсю правила бал горбачевская антиалкогольная кампания.
Листать пожелтевшие от времени газеты и журналы можно бесконечно, вся жизнь страны с ее достижениями, победами и бедами - перед глазами.
- Самыми активными участниками конкурса «Пресса 100-летия» оказались жители Мурманска, Мурмашей, Кольского района, Апатитов, Кировска, - рассказал директор Мурманского филиала ФГУП «Почта России» Владимир Гноевский. - Мы даже не предполагали, насколько бережно наши земляки хранят издания, которые до сих пор будоражат и глаз, и воображение, рассказывают о буднях и праздниках великой страны и ее героях - простых людях. Конечно, мы даже и не мечтали, что в конкурсе будут принимать участие уникальные издания, напечатанные 100 лет назад.
- Вам как главе почтового ведомства наверняка не безразлично, что уже тогда, почти век назад, шла пропаганда подписки?
- Конечно! Люди и в начале прошлого века понимали, насколько необходимо выписывать тот или иной журнал или газету, чтобы держать руку на пульсе времени, знать, чем живут наши города, союзные республики, вся страна в целом, да и весь мир в конечном счете. Тогда не было компьютеров, не вещали с каждой кухни дикторы новостных программ ТВ, а вот газету или журнал передавали из рук в руки, порой давали почитать «на ночь», зачитывали до дыр, горячо обсуждали. И сегодня не в каждой российской семье есть компьютер, а если взять наших пенсионеров, то газета, журнал, доставленный почтальоном, для них - окно в большой мир.
- Ну, это люди старшего поколения. А нужны ли газеты молодежи? Недавно видела по ТВ интервью с молодым, но уже довольно известным выпускником «Фабрики звезд». Так он почти с гордостью сказал, что за всю жизнь ни одной книги до конца не дочитал. Ни единой! Что говорить о СМИ?
- Надеюсь, что это - нечастое явление. Уже то, что у нас около ста участников (это после отбора!), убеждает, что люди в регионе не просто читают печатные издания, но и хранят их в семейных архивах, рядом с дорогими реликвиями.
- Чем будете награждать победителей?
- Прежде всего, конечно, подпиской на популярные издания. Они представлены достаточно широко и разнообразно. «Мурманский вестник», «Вечерний Мурманск», «Аргументы и факты», «Пенсионерочка», «Загадки истории», «Лечебник», «Магия», «Только автоновинки», «Девичья правда», «Дарья», «Мужские секреты», «Моя прекрасная дача», «Еда» и другие газеты и журналы. Этот перечень включает не один десяток, причем откликнулись не только мурманские, но и всероссийские издатели. И люди очень хотят получать их продукцию. Вот мы объявили конкурс, и жители области живо откликнулись. А ведь борются они в конкурсе не за чайник, микроволновку или мобильный телефон, а за подписку на журнал или газету. Значит, им это нужно!
Итоги конкурса подведут накануне Нового года. А до 20 декабря Почта России объявила интернет-голосование. Оно поможет определить, какое из старых СМИ займет первое место в конкурсе. Чтобы отдать свой голос за кого-то из финалистов, надо зайти на официальный сайт Мурманского филиала ФГУП «Почта России». На сайте размещены 10 наиболее интересных изданий, отобранных взыскательной комиссией из огромного количества представленных на конкурс. Голосовать со своего IP-адреса можно не более одного раза.
Нина АНТОНЯН
Источник: Мурманский вестник