- Насколько независимы национальные СМИ Грузии от политических и финансовых структур, государства? Возможна ли политическая и профессиональная независимость СМИ в условиях экономического кризиса?
— До октября нынешнего года политическая и финансовая независимость большей части СМИ, мягко говоря, оставляла желать лучшего. Когда власти и политическая система непримиримы к критике и альтернативному мнению, когда рекламный рынок тотально контролируется со стороны приближенных к властям групп, когда для частного предпринимателя размещение рекламы в СМИ, не воспевающем власти, равносильно потере своего бизнеса, когда власти видят в СМИ лишь инструмент, посредством которого они должны сами себе петь дифирамбы, независимость средств массовой информации крайне проблематична.
Что касается профессиональной независимости, то это — вопрос частного выбора. Наша газета — "Грузия и мир" — не раз становилась жертвой давления, погрома. Достаточно хотя бы того факта, что в самом центре столицы наша редакция была дважды разграблена. И это в то время, как власти страны со всех трибун бахвалились своим достижением — тем, что они покончили с криминалом и разгулом криминальных элементов. Для сведения: ни один из упомянутых фактов до сих пор не расследован. Но, несмотря на это, мы не поменяли позицию, поскольку с самого начала понимали, с каким риском было связано инакомыслие и сознательно пошли на этот риск — это был выбор в пользу профессиональной независимости.
Экономический кризис, безусловно, проблема важная. Но главное все же — воля политической системы примириться, разделить альтернативное, критическое мнение. При наличии такой воли, думаю, компенсация проблем, возникающих из-за экономического кризиса, возможна.
- Следует ли, с вашей точки зрения, вводить государственное или какое-либо иное регулирование СМИ? В каких случаях это необходимо?
— Регулирование — это очень хитрый термин. Если это касается регулирования тиражирования насилия и безнравственности, повышения стандартов условий труда для работников СМИ или других регуляций, направленных на рост качественных показателей информационных потоков, это неплохо. Что касается случаев, когда нарушен закон и дополнительные регуляции все-таки необходимы, то, думаю, такие случаи давно и успешно регулируются уголовным правом.
- Каково состояние национальных секторов интернета и роль социальных сетей? Есть ли необходимость регулирования Интернета в целом или медийных проектов, работающих в этом секторе? Возможно ли это в принципе?
— Значение национальных секторов интернета очень велико и растет с каждым днем. Особенно важна роль социальных сетей. Сегодня на общественное мнение они оказывают не меньшее влияние, нежели традиционные СМИ. Так что необходимо думать по поводу их дальнейшего развития, о перспективах. Понятно, что ущерб, который государству и обществу гипотетически может нанести бесконтрольное интернет-пространство в случае злоупотребления им, должен быть предметом особой бдительности тех структур, в чьи обязанности входит забота о спокойствии государства и общества.
Никто не должен нарушать закон — это общая норма, а введение в социальных сетях и интернет-пространстве регуляции любого другого вида без ущерба свободе слова и выражения, думаю, задача из ряда невыполнимых.
- Каким вам видится будущее традиционных СМИ в связи с бурным ростом интернета и социальных сетей?
— Понятно, что от динамичного рост интернета и социальных сетей более всего пострадают, предположительно, печатные СМИ, хотя к особенно драматичным результатам это не приведет. В один прекрасный день человечество точно так же переключилось на получение информации по радио, а позднее — по телевизионному сигналу. Но даже сейчас, в эпоху интернета, магия того, чтобы взять в руки свежую газету на старой доброй бумаге и прочитать ее, не исчезла. Точно так же придет время, когда интернет и социальные сети сами станут традиционными средствами массовой информации. Следует максимально поощрять интеграцию традиционных медиасредств в интернете, социальных сетях, так сказать, в электронном формате.
- Какие негативные последствия для общества существуют в связи с неконтролируемым ростом социальных сетей и независимых интернет-проектов? Какие адаптационные механизмы могут здесь применяться или применяются?
— Злоупотребление любым средством, которое может оказывать на общественное мнение значительное влияние, содержит опасность. Бесконтрольный рост интернет-проектов и соцсетей вызывает увеличение численности лиц, которым, при желании, доступно со злым умыслом манипулировать общественным мнением со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Несмотря на это, пока конкретное лицо или группа лиц не нарушат закон злоупотреблением Интернета или социальных сетей, единственным механизмом адаптации является здоровое, адекватное и соразмерное оппонирование. А в случае противоправного деяния — Его Величество Закон!
- Существует ли цензура в СМИ Грузии? Самоцензура — объективное явление или субъективный психологический и исторический феномен "совкового воспитания"? Насколько зависимы руководители СМИ от: политической конъюнктуры, финансового состояния СМИ, форм их существования (печатные, электронные, интернет)?
— Для любой политической системы установление цензуры над СМИ — очень большой соблазн, и не только на постсоветском пространстве. Современные политические системы невозможно представить без тесного сотрудничества со СМИ. Главное, чтобы это сотрудничество не было порочным. Именно порочное сотрудничество создает такие формы косвенной цензуры и самоцензуры, которые, по своей сути, искажают реальность не меньше, чем прямая брутальная цензура.
Самоцензуру, понимаемую как добровольное подчинение установленным властью правилам игры, я также не стал бы приписывать лишь "советскому воспитанию", поскольку имел "удовольствие" сталкиваться с этим явлением даже среди представителей поколения, которое знает о советском воспитании лишь по фильмам. Это проблема комплексная, и, по моим наблюдениям, чем ниже стандарт профессиональной этики в той или иной конкретной команде, чем ниже уровень общего (а не узкоспециального) образования, чем больше стерта система традиционных нравственных координат, тем плодороднее почва для самоцензуры.
Если средства массовой информации рассматривать как бизнес, то, естественно, их руководителям приходится следить за политической и финансовой конъюнктурой. Здесь также важным является наличие воли политической системы, то, как она воспринимает медиа — как полноправного партнера, распространение которым критического или альтернативного мнения жизненно необходимо для общего прогресса, или только как инструмент для сохранения и усиления своего политического и финансового положения.
Говоря о влиянии финансового состояния на независимость СМИ, важно учитывать, что в разных странах медиарынок имеет разный потенциал. К примеру, медиарынок Грузии в целом гораздо меньше, нежели отдельно взятого того или иного мегаполиса. Обретение финансовой независимости, получение такой прибыли, которая в условиях динамичной конкуренции давала бы возможность надлежащего развития, гораздо сложнее для СМИ, имеющих аудиторию в несколько десятков тысяч, нежели для тех, которым доступны аудитории в десятки миллионов. С учетом этих особенностей, думаю, важно разрабатывать и финансировать новые инициативы, проекты, которые будут способствовать финансовой независимости СМИ именно на медиарынках с малым потенциалом.
Ираклий Тодуа выпускник факультета журналистики Тбилисского гуманитарного института. С 1992 года печатается в периодической прессе. В разное время был заместителем редактора в журнале "Журналисти", газете "Мацне", газете "Асавал-дасавали". В 1999-2008 гг. был редактором еженедельной газеты "Арго", еженедельной газеты "Рао-рао", еженедельной газеты "Главная неделя", сатирико-юмористического журнала "Нианги".
С 2009 года по сей день является главным редактором еженедельной общественно-политической газеты "Грузия и мир", а также сопредседателем Союза журналистов Грузии.
Источник: РИА Новости