Количество их пользователей растет с каждым днем. В то же время число тех, кто верен старым добрым бумажным переплетам, уменьшается на глазах. Это настоящая война за влияние на одном из самых развитых рынков. А в войне, как известно, должны быть проигравшие.
Дальнейшее существование традиционных бумажных книг видится весьма и весьма туманным. Так, по прогнозам экспертов, уже в течение ближайшего десятилетия электронные носители полностью вытеснят бумажные. В чем же преимущества ридеров перед бумажными книгами?
Есть ли вообще будущее у бумаги и продукции, с нею связанной? Об этом мы решили расспросить участников книжного рынка.
Петр Щеголев, заместитель генерального директора издательства Ивана Лимбаха
Раньше, когда я часто катался на метро, я иногда заливал книги на телефон, но удовольствие совсем не то: как говорится, жалкое подобие левой руки. В ридере книга максимально функциональна, но значительно проигрывает по возможностям дизайна и оформления. Бумаге «в целом» вряд ли грозит гибель — тот, кто пробовал использовать компакт-диск вместо туалетной бумаги, со мной согласится. Вытеснение бумажных носителей электронными будет идти полным ходом, но на каком этапе оно остановится — пока не ясно. Ведь фотография не убила живопись, и последняя как-то сумела встроиться в жизнь. Да, теперь умение написать акварельку не является обязательным требованием для светской барышни, но люди с мольбертами, которые «мучаются без фотошопа», до конца не перевелись. Бумажная книга определенно не исчезнет из детского сектора, подарочного-глянцево-иллюстрационного и т. п. Останутся в продаже и красивые блокнотики-ручечки. Как пытаться «спасти бумагу»? Пойти по пути Moleskine — создавать моду, использовать брендирование, пиар, рекламу.
Вера Малышкина, руководитель редакции популярной литературы ИД «Питер»
Я пользуюсь ридером каждый день как для работы (60 % использования) — чтение рукописей и бизнес-материалов, — так и для отдыха (40 %) — справочная информация, книги, игры. У ридеров есть и свои недостатки: в книгах проще искать необходимые сведения, их приятнее держать в руках, они не зависают и у них не заканчивается заряд. На мой взгляд, учебная и информационная литература с таблицами и схемами пока удобнее в виде книг, но, полагаю, в скором времени эти недостатки ридеров исчезнут. По моему мнению, с бумажными книгами произойдет примерно то же, что в свое время было с театрами и кино. Видеосалоны не смогли вытеснить кинотеатры, просто кинотеатрам пришлось перейти в новый формат. И сейчас, несмотря на возможности бесплатного скачивания, кинозалы бывают переполнены. То же самое было и со спектаклями. Книги останутся. Однако они должны будут перейти в другой формат — более визуальный, качественный и дорогой. Это уже будет подарок, предмет роскоши. Те издательства, которые заранее начнут перестраиваться, останутся, а то и укрепят свои позиции: для ридеров нужно будет делать макеты, подбирать контент и т. п. Хотя, скорее всего рынок просто плавно сместится под начало крупных Интернет-магазинов, как это происходит в Америке на примере amazon.com. Вряд ли бумага полностью исчезнет из обихода. Все-таки электронные носители и бумажные — это разные вещи. Бумагу положил в стол — и она хранится; электронный носитель упал в лужу — и можно попрощаться со своим записями. Я использую распечатки и записи на бумаге, не говоря уже о домашней библиотеке, и скорее всего бумажные носители будут оставаться в обиходе еще довольно долго.
Ксения Бобкова, PR-директор издательства «Амфора»
Ридером я не пользуюсь вообще. Хорошо изданная книга — это произведение искусства, это не только текст, но и дизайн, верстка, макет, бумага и т. д. К тому же книги пахнут. В будущем, я полагаю, книга станет элитным продуктом не для всех. Однако издательства никуда не денутся, у них множество функций, которые необходимо выполнять вне зависимости от того, электронная книга или бумажная, — это редактура, корректура, перевод, первичный отбор произведений. В целом бумажные носители еще долго будут широко использоваться, поскольку электронные устройства есть у меньшей части населения Земли и такая ситуация быстро не изменится. В работе я часто пользуюсь распечатками, могу и записать что-нибудь на бумаге.
Анна Ершова, выпускающий редактор журнала «Вода живая»
Пользоваться ридером я начала совсем недавно, когда мне его подарили. Радостно накачала в Сети книг из новых, с которыми мне было бы интересно (да и по работе полезно) ознакомиться. Начала одну читать в метро; пока сравниваю впечатления. У бумажных книг есть неоспоримые преимущества: это и тактильные ощущения, и привычка, и «вкусность» ощущений для глаза... В общем, то же, что и в сравнении «кислотных» цветов с «экологической» палитрой, пением «под фанеру» и «живым» звуком. Кто-то называет преимуществом книги то, что в ней можно делать пометки на полях. Как написала в Фейсбуке одна моя подруга, новая Татьяна, зайдя в кабинет нового Онегина, уже не встретит «черты его карандаша», где «Онегина душа себя невольно выражает то кратким словом, то крестом, то вопросительным крючком». Но для меня это не так актуально: я пометки на полях не делаю. Электронную читалку удобно использовать в метро. Но в отпуск, чтобы насладиться чтением, я бы взяла с собой несколько бумажных книг, сколько бы они ни весили. Электроника для меня — работа, бумага — отдых.
Впрочем, еще десять лет назад мне казалось, что я никогда не смогу писать статьи сразу на компьютере, что сначала обязательно надо увидеть, как ручка оставляет след на тетрадной бумаге. Однако это в прошлом, и я бойко пишу статьи прямо с клавиатуры. Однако ручкой записываю краткие комментарии — если фиксировать их на диктофон, потом лень расшифровывать, а по кратким пометкам можно восстановить многое. Ну и бесспорный факт, с этим согласится любой редактор, — хоть три раза читай на экране, после распечатки текста на принтере увидишь массу новых ошибок и недочетов.
Бумажные книги с появлением ридеров тоже, думаю, никуда не исчезнут. Например, моя дочь говорит, что «не может читать книги на экране» и хочет собирать библиотеку. Так будет всегда — кто-то даже просто из упрямства перед непреодолимой силой прогресса будет любить ретро и читать бумажные книги, даже если все вокруг будут пользоваться ридерами. Возможно даже, что бумажные книги станут очень дорогими, и обладание ими будет неким знаком качества, инаковости, аристократичности... Издательства в будущем так же будут получать деньги — за редактуру и продажу электронных текстов: думаю, со временем при правильной организации за все электронные книги надо будет платить.
Виктор Топоров, переводчик, критик, ответственный секретарь премии «Национальный бестселлер»
Электронной книгой я пользуюсь редко. Не привык и, скорее, не люблю. Бумажные издания приятнее в обращении. Понимаешь, что читаешь. В любое мгновенье представляешь себе реальный объем (в том числе, уже прочитанного). Их приятно покупать — и дарить. Не думаю, что бумажным книгам грозит гибель; ридеры потеснят их, но не вытеснят. Останется сегмент дорогих и эксклюзивных изданий. В остальном многое будет зависеть от соотношения цен и успеха в борьбе с пиратским скачиванием. Полагаю, издательства смогут встроиться в рынок ридеров, хотя и не все, диверсифицировав предложение. В работе записи ручкой на бумаге и распечатки я не использую вовсе — бумагу надо экономить.
Юлия Гумен, директор литературного агентства BGS
Ридером пользуюсь очень часто. Моя работа предполагает постоянное чтение рукописей (неопубликованных книг), распечатывать их и таскать с собой кирпичи печатных листов давно уже не представляется возможным. Чтение с экрана было альтернативой, но и без того плотная работа с компьютером уже влияет на состояние зрения. Таким образом ридеры стали главным рабочим инструментом — они легки, помещаются в любую сумку, дают возможность продолжать работать с текстами в дороге, при этом позволяя не сильно напрягать глаза.
Убеждена, что бумажные книги не уйдут с рынка, несмотря на легко прогнозируемый растущий сегмент на рынке электронных книг. Наиболее «спокойно» могут себя чувствовать издатели детских печатных книг, иллюстрированных изданий, изданий подарочного формата. При этом учебная, справочная, прикладная литература, как и современная художественная проза (особенно жанровая), все больше будет сдавать свои позиции. Однако речь идет не о нескольких годах, должно смениться поколение читателей и покупателей. Я считаю, что профессионалы издательского дела не позволят своим компаниям рухнуть, но значительное изменение картины книжного бизнеса неминуемо. Уже сейчас крупные издательства запускают свежие силы в отдел электронных прав, осваивают коммуникацию с читателями в онлайн-режиме, заполняют интернет-пространство. А небольшие издательства уже не мыслят свои публикации без сотрудничества с основными площадками электронных магазинов. За последние пару лет агентские центры на профессиональных издательских ярмарках кардинально изменили свой вид. В обязательный пакет услуг агентства включают Интернет-соединение, со столиков исчезли стопки распечатанных каталогов: материалы демонстрируются с экрана. И все же я вижу, как радует издателей возможность пощупать, полистать книги и обсудить обложки российских и зарубежных изданий. Пусть это воспринимается практически ушедшей натурой в бизнес-кругах и не влияет на эффективность работы, но безусловно влияет на наше общее настроение — так что я лично отказываться от чемоданчика книг, которые везу на каждую ярмарку, в ближайшие годы не собираюсь.
Вадим Левенталь, главный редактор издательства «Лимбус Пресс»:
У меня есть ридер, и я пользуюсь им, потому что он легкий; с его помощью можно читать и то, что было издано слишком давно, и то, что пока не вышло, и новинки, которые еще не добрались до Петербурга, и, наконец, те книги, про которые сомневаешься, нужны ли они тебе вообще. Сейчас многие издательства уже экспериментируют с электронным изданием, и можно с уверенностью предполагать, что кому-то это удастся. Если говорить о будущем, не думаю, что электронные книги полностью вытеснят обычные: в бумажной книге можно делать пометки карандашом, что крайне важно для научной работы. Кроме того, бумажной книгой можно похвастаться, ее можно подарить, ею можно любоваться. В целом, бумажная книга — эмоциональный продукт. Электронная — нет. Такая же ситуация с бумажной канцелярией: несмотря на активное внедрение электронных записных книжек и прочих устройств, бумага не сдает своих позиций — прямо сейчас на моем рабочем столе разбросаны шесть листочков с записями от руки: телефоны, адреса и т. п. Возможно, бумага будет куда более эксклюзивным и дорогим продуктом по сравнению с электронными чипами, но никуда не денется.
И все-таки вопрос по-прежнему открыт – останется ли бумажная книга в широком обиходе или превратится в дорогой сувенир? И что произойдет потом? Как активная компьютеризация повлияет на канцелярский рынок, в частности, на сегмент бумажных носителей и пишущих принадлежностей? Мы попросили ответить на эти вопросы игроков отрасли канцелярских и офисных товаров. Читайте в ближайшем выпуске «Мнений».
Источник: Сегмент, Дмитрий Лисин