Состояние рынка киосковых сетей в России (аналитическая справка)


Аналитическая справка о состоянии рынка киосковых сетей в России

1.Уничтожение специализированных объектов распространения периодических СМИ  - это основная причина сокращения проданных тиражей в настоящее время. За последние 8 лет российский рынок потерял 26% специализированных объектов прессы: около 12 тыс. объектов, т.е. в среднем сносилось 1,5 тыс. киосков ежегодно.

Динамика количества киосков/павильонов прессы и тиражей периодических СМИ в России в период с 2004 по 2012 гг.

Источник: АРПП

При сохранении существующих темпов уничтожения специализированных объектов распространения, через 5 лет количество специализированных объектов останется 15- 20 тыс. на всю Россию или 1 объект прессы на   7-10 тыс. жителей страны.

Аналогичная тенденция характерна для смежного книжного рынка России.

Динамика количества книжных магазинов с 1990 по 2012 гг.

Источник: материалы Книжной выставки на ВВЦ, 2012

2.Сегодня  Россия значительно отстает по показателю обеспеченности населения киосками прессы от развитых стран. Для сравнения, в  европейских странах              1 специализированный объект прессы обслуживает 700-1800 жителей крупных городов. Показатель обеспеченности РФ составляет – 3700 жителей на 1 специализированный объект, в Москве – 3500 жителей на 1 специализированный объект.

 Обеспеченность жителей России и зарубежных стран специализированными объектами прессы (категория А и С)

Источник: АРПП, Distripress

3.Список российских городов, где система распространения печатной продукции понесла потери,  значителен. Среди них:

  • Москва с почти 12 млн. постоянным населением.
  • 3 города-миллионика: Казань, Пермь, Челябинск.
  • 8 крупнейших городов России (численность населения 500-1000 тыс. чел.): Владивосток, Барнаул, Новокузнецк, Оренбург, Саратов, Тольятти, Ульяновск, Ярославль.
  • 5 крупных городов России (численность населения 250-500 тыс. чел.): Самара, Чебоксары, Сургут  и др.

Рейтинг городов по негативному отношению к киоскам прессы

№№

Город

Снесено киосков прессы, % от кол-ва объектов в городе

Пострадавшие киосковые сети

Причины сноса

1.

Саратов

20-25%

(каждый четвертый киоск прессы)

«Роспечать»

«Пресс-лайн»

Перевод уличной торговли в супермаркеты.

Процесс сноса киосков сопровождался массой нарушений: их зачастую вывозили ночью, без решения суда и присутствия приставов, подчас вместе с находящимся внутри товаром, которые в результате были сильно повреждены.

При этом договоры аренды на землю под некоторыми из снесенных точек были заключены с муниципалитетом до 2023 г.

2.

Тольятти

18-20%

(каждый пятый киоск прессы)

ЗАО «Печать»

«Роспечать»

Градостроительный регламент

Основание сноса: Торговые точки находились на территории магистральных улиц и дорог. А градостроительным регламентом размещение каких-либо объектов розничной торговли в этих местах не предусмотрено.

3.

Оренбург

15-18%

(каждый шестой киоск прессы)

«Роспечать»

Расторжение властями договоров аренды

 

 

 

4.

Владивосток

10%

(каждый десятый киоск прессы)

«Роспечать»

«Владпресса»

«Пресс-экспресс»

 

Подготовка города к саммиту АТЭС-2012. Расторжение договоров аренды администрацией города в одностороннем порядке

После отказа сетей (во Владивостоке всего четыре сети по распространению печатных СМИ) добровольно освободить участки «гостевого маршрута» всех уведомили о том, что договора аренды будут расторгаться администрацией в одностороннем порядке.

 

5.

Барнаул

10%

(каждый десятый киоск прессы)

«Роспечать-Алтай»

Новая схема размещения объектов нестационарной розницы (2012 г.)

Весной 2012 года городская дума разработала новую схему размещения точек нестационарной торговли. Из 106 газетных киосков, принадлежащих компании «Роспечать-Алтай», в нее не вошли 102.

18 октября комиссия краевого управления ФАС России признала обоснованной жалобу сети «Роспечать-Алтай» на действия администрации Барнаула.

Несмотря на решение ФАС, 24 октября компания получила 20 исковых заявлений об освобождении земельных участков от администрации Октябрьского района Барнаула. Таким образом, местная власть игнорирует незаконность своих действий и продолжает курс уничтожения киосков прессы.

6.

Ульяновск

8-10%

(каждый десятый киоск прессы)

 

Утверждена новая схема дислокации объектов мелкорозничной торговли

В Ульяновске разработан проект постановления «Об утверждении дислокации объектов мелкорозничной торговли на территории  Ульяновска». Согласно нему, из 364 нестационарных объектов торговли планируется убрать 238.

При этом проект постановления совершенно не предусматривает разницы в подходах к точкам продаж пива, сигарет или газетным киоскам.

7.

Ярославль

8-10%

(каждый десятый киоск прессы)

«АРИА-АиФ»

«Роспечать»

Согласно утвержденной схемы расположения торговых объектов мелкорозничной торговли

Мэрия Ярославля летом 2012 года решила ликвидировать временные торговые сооружения, которые, с ее точки зрения, установлены незаконно. По данным мэрии, в Ярославле установлено порядка 1800 ларьков, из них 900 - нелегальные. Около 100 уже ликвидировали. Но в некоторых случаях нарушителями закона называют и вполне легальных предпринимателей, регулярно оплачивающих аренду и отчисляющих налоги.

В число «нелегалов» попали и киоски прессы. Так, с начала года только киосков «Аргументы и факты» ликвидировали 8 штук, 16 остаются под угрозой.  «Роспечать» лишилась 9 киосков.

8.

Казань

5% киосков прессы

«Экспресс-печать»

Подготовка города к Универсиаде в 2013 году

Летом этого года было демонтировано 2 киоска «Экспресс-печати» под предлогом незаконности их установки. Под угрозой сноса находятся еще 17 павильонов компании.

9.

Челябинск

3% киосков прессы.

Возможные потери: 30% киосков прессы

«Роспечать»

«Вечерний Челябинск»

Изменение схемы расположения торговых объектов нестационарной торговли в городе

В 2006 году было демонтировано 24 киоска «Роспечати» в связи «с отсутствием положительного решения вопроса об их дальнейшем существовании в администрации города».

89 из 218 киосков сети «Роспечать» находится под угрозой исчезновения. Эти торговые павильоны не вошли в схему нестационарных объектов, утвержденную главой Челябинска в 2011 году. В 2012 по двум из них поступили иски в арбитражный суд Челябинской области. Истец, городской комитет по имуществу, требует демонтировать киоски. Руководство сети беспокоится, что эти иски – предвестники планомерного сноса сети.

При этом около трети из 114 киосков «Вечернего Челябинска» также не вошли в данную схему.

10.

Самара

1% киосков прессы

Возможные потери: 30% киосков прессы

«Роспечать»

Расторжение властями договоров аренды

По угрозой закрытия находятся 60 киосокв»Самарской ОАО «Роспечать».

11.

Москва

1% киосков прессы.

Возможные потери: 10% киосков прессы

Все операторы рынка

Строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ)

 

 

Основными причинами отказов Префектур на заключение договоров прошлые периоды  являются:

­   отсутствие ряда киосков в утвержденной схеме размещения  (9 киосков);

­   расторгнутые договора аренды земельных участков, которые в свое время расторгались ТОРЗами административных округов в одностороннем порядке, без согласования с Департаментом СМИ и Рекламы,  Департаментом торговли и услуг Правительства Москвы и самими предприятиями распространения печати;

­   отсутствие договоров аренды земельных участков на перемещенные киоски на компенсационные места, которые переставлялись по указанию тех же Префектур (строительство, ремонт и т.д.). 

Возможные потери:

Киоски прессы могут пострадать из-за строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ)

К 2013 году по решению Правительства Москвы в городе должно быть построено 132 ТПУ  в районе станций метро и 58 ТПУ на территории железнодорожных платформ.

Исходя из того, что все нестационарные объекты торговли, находящиеся в зоне 200 м от метро на станциях метрополитена, где предполагается строительство ТПУ, должны быть ликвидированы, сегодня под угрозой ликвидации или переноса находятся 243 киоска прессы.

12.

Сургут

Возможные потери: 50% киосков прессы

ТРП «Информпечать»

Изменение статуса арендованного земельного участка под киоском

После вступления в силу отдельных норм Жилищного кодекса РФ и отнесения земельного участка к придомовой территории многоквартирного жилого дома, специализированные киоски ООО ТРП «Информпечать» стали находиться не на муниципальной земле, а на придомовой территории.

По причине того, что на территории дворов жилых зданий вообще запрещается размещать любые предприятия торговли, компанию обязали снести эти (28 шт.).

13.

Пермь

Возможные потери: 20-30% киосков прессы

 

Новая схема размещения нестационарных торговых объектов

В августе 2012 г. под эгидой борьбы с водочно-сигаретными ларьками с улиц города стали пропадать и киоски по продаже прессы.

Согласно новому порядку размещения нестационарных торговых объектов, который утвердила городская Дума, киоски не могут располагаться ближе 50 метров от магазинов и остановочных комплексов. Поэтому те газетные киоски, которые не закрывались, были далеко отодвинуты от основных городских потоков.

На сегодняшний день в городе работает 250 газетных киосков. Однако судьба 75 из них (30%) пока не известна. Их тоже будут либо переносить, либо сносить.

14.

Новокузнецк

Возможные потери: 20-30% киосков прессы

АРП «ВестиЧ»

Не продление договоров аренды администрацией города по причине несоответствия внешнего вида и технического состояния киосков и павильонов.

Под различными предлогами местная администрация районов города с 2011 года не продлевает договоры аренды земли под торговые точки печатной продукции, либо сокращает срок их действия до трех месяцев, выдвигая необоснованные требования по внешнему виду и техническому состоянию киосков и павильонов.

В том числе претензии были направлены и сети киосков АРП «ВестиЧ», которая реконструировала и заменила порядка 80 киосков в 2007 году, когда архитекторами районов было принято решение о приведении киосков в единый вид согласно разработанному эскизу.

15.

Чебоксары

Возможные потери: 20-30% киосков прессы

«Чувашпечать»

 

Администрация города утверждает, что «Чувашпечать» в 2012 году не оформила договоры с мэрией на аренду земельных участков под 13 из 53 киосков. В компании уверяют, что они предоставляют все необходимые документы и готовы платить по счетам, но пролонгацию аренды затягивают сами чиновники. Недавно «Чувашпечать» получила несколько писем от администрации на предмет демонтажа еще 17 киосков.

Необходимо отметить, что в  Чебоксарах существует бесконечно длинный список учреждений, справки, согласования и разрешения которых необходимо получить для установки киоска прессы.

16.

Орел

Возможные потери: 10% киосков

 

 

В Орле остается острой проблема получения в аренду мест под новые торговые точки.

Постановление администрации города Орел запрещает размещение временных стационарных некапитальных объектов мелкорозничной сети на центральных улицах и площадях города за исключением объектов, реализующих средства массовой информации, у которых торговля прессой составляет не менее 80% от общего оборота объекта.

Однако по оценкам одной из крупнейших киосковых сетей города, ЗАО «Орелроспечать», ограничение в «не менее 80%» губительно сказывается на экономике предприятия. При таком ограничении бизнес становится нерентабельным.

Источник: мониторинг торговых объектов прессы, АРПП,  статьи из открытых источников

4.Экономическое уничтожение специализированных объектов прессы. 

  • Рентабельность бизнеса распространения печати в России  ежегодно снижается. В докризисное время она находилась на низком уровне, наступление же кризиса усугубило данную ситуацию. В настоящее время рентабельность киосковых сетей не превышает 1%, а по небольшим сетям она отрицательная.
  • Усугубляет экономическое положение киосковых сетей:

­ - отсутствие долгосрочных договоров аренды на землю;

­ - рост затрат на подключение к электричеству (в Москве на подключение к электричеству нужно потратить 200 тыс. руб.);

­- ограничение ассортимента сопутствующих товаров и услуг (например, постановление администрации города Орел запрещает размещение временных стационарных некапитальных объектов мелкорозничной сети на центральных улицах и площадях города за исключением объектов, реализующих средства массовой информации, у которых торговля прессой составляет не менее 80% от общего оборота объекта. Такое постановление – это экономическое уничтожение отрасли распространение прессы).

­- запрет на продажу табака в киосках прессы (без выкладки). Табак, как трафикообразующий товар, позволяет низкомарженальному распространительскому бизнесу увеличивать продажи основных товарных групп: газет, журналов и книг.

  • Установка нового киоска прессы в Москве обходится владельцу в 800 тыс. руб., в регионах -  чуть поменьше – 500-600 тыс. руб. В то же время во Франции на каждый киоск прессы выделяется до 4000 евро в год в качестве субсидии, что позволяет сохранить систему распространения периодических СМИ, тем самым поддерживать в стране высокий уровня плюрализма мнений и демократии.