Заявленная тема психологически готовила журналистов к наблюдениям за взрывом эмоций, за взволнованными и возбужденными речами со стороны истребляемых распространителей. Однако «зажигал» только председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин, и то, видимо, только в силу природной харизмы. Остальные же участники пресс-конференции произвели впечатление загнанных в угол, замученных, лишенных надежды на лучшее страдальцев. По ходу пресс-конференции подтвердилось — впечатление соответствует действительности: распространители прессы устало перечисляли те круги ада, которые им приходится ежедневно преодолевать, да грустно шутили…
Вот, например, тот же Оськин, начав выступление перед журналистами с мысли, что киоски прессы — не взяткоемки, а потому судьба их трагична, грустно заметил: вся наша бюрократическая система пронизана коррупцией, а потому обещанного на 21 декабря конца света не будет — выделенные на него деньги уже разворованы.
Президент АРПП Дмитрий Мартынов продолжил тему. По его словам, последние два года в России ведется настоящая война против киосков, торгующих периодикой и книгами. Если до середины 2000-х годов система распространения прессы по количеству точек только наращивалась, то, начиная с 2004 года, сегмент потерял около 26% объектов: количество газетных киосков в стране сократилось с 42 000 до 31 000. Причем, основное уменьшение их колличества пришлось как раз на последние два года.
«Можно предполагать, что борьба с мелкой розницей связана с желанием перевести большую часть финансовых потоков в крупный ритейл, что говорит о полном непонимании технологий продаж прессы. Газеты и журналы — товары импульсного спроса, которые человек покупает каждый день по пути на работу или домой. В супермаркеты же люди каждый день не ходят. А потому, перевод продаж печати в сетевой ритейл грозит огромными потерями в тиражах!», — предостерег Мартынов.
По его словам, кроме административных мер, направленных на уничтожение системы розничных продаж прессы, существуют еще и экономические: урезается разрешенный к продаже ассортимент, повышается арендная плата, предъявляются претензии к внешнему виду точек продаж с требованиями замены торговых модулей… Все это ставит отрасль в тяжелейшее положение. А последствия чиновничьего беспредела катастрофичны не только для распространителей, но и для всей отрасли печати, начиная с бумажных комбинатов и типографий. Ведь сокращение тиражей печатных СМИ сказывается на всей производственной цепочке: и на печатниках, и на журналистах, и на киоскерах.
«Но мы не просим помощи у государства! Мы лишь хотим, чтобы нас оставили в покое, чтобы дали возможность спокойно распространять прессу, работать!», — заявил президент АРПП. И тоже внес свои пять копеек в общую копилку черного юмора пресс-конференции, приведя показательную аллегорию: «Вот власти говорят — зачем, мол, спасать прессу, она и так помрет. Если следовать этой логике, то тогда давайте сносить и госпитали. Помрет пресса или нет — еще неизвестно, а человек уж точно смертен. Так зачем же его спасать, зачем оставлять больницы?».
Объяснялся с журналистам образами и Герман Баринов, генеральный директор компании «АРИА-АиФ»: «Пресса в современном обществе играет социально значимую роль. Без нее жизнь человека неполноценна. Она — второй хлеб. И стоимость ее примерно такая же, как и хлеба насущного — 23-25 рублей, а то и меньше. Низкая конечная цена — одна из проблем нашего бизнеса. Продажи прессы сегодня — это некая филантропия. Распространители берут на себя обязательство доносить информацию до читателей, поддерживая каналы доступа людей к информации. Они привозят прессу даже в места, где нет газа! Просвещают людей, дают им работу… Вот в этом и заключена социальная функция распространителей прессы».
Что же до бизнеса, то о какой эффективной предпринимательской деятельности можно говорить, когда рентабельность в сегменте, по словам Баринова, в среднем составляет 2-3%.
«Когда мы называем эти цифры, чиновники нам в ответ усмехаются, и не верят», — грустно отметил руководитель «АРИА-АиФ». — «То, что творится на рынке продаж прессы по всей стране сегодня — это уже не наша печаль, это — наша беда! Люди, которые пытаются модерировать систему распространения печати, не понимают, что мы не нефтяные магнаты, и не телеком. Мы ведем очень рискованное дело, и негативные изменения в тиражах влекут за собой закрытие целых торговых точек».
По словам эксперта, уже сегодня ежегодное падение розничных тиражей печатных СМИ в целом по стране составляет 5-8%. «И при этом чиновники хотят еще более существенно сократить рынок продаж прессы. Насколько это сочетается с государственной политикой — для меня не понятно», — развел руками Герман Баринов. И поддержал Дмитрия Мартынова: отрасль не просит денег, она просит просто дать ей понятные правила игры, чтобы нормально работать.
Не дождавшись этих правил, замученные чиновничьим беспределом, киоскеры Чебоксар даже создали забастовочный комитет. Об этом журналистам на пресс-конференции рассказал генеральный директор местной сети «Чувашпечать» Станислав Александров.
«Мы проводим пресс-конференцию в канун объявленного конца света. Но мое личное мнение: ни одна вселенская катастрофа так ужасно не повлияет на систему распространения прессы, как влияют на нее решения региональных чиновников», — грустно улыбнулся Сергей Гаврилов, гендиректор новосибирской компании АРПИ «Сибирь». И забросал журналистов примерами из будничной жизни распространителей, вынужденных вместо своих прямых обязанностей заниматься преодолением бюрократических барьеров и казуистических выдумок чиновников.
Новокузнецк. Администрация города заявляет о готовности продлить разрешение на установку киоска при условии благоустройства прилежащей к нему территории. Распространитель соглашается, проводит необходимую работу, и по ее завершении заново обращается в администрацию… А та, высоко оценив благоустройство городской территории, разводит руками: простите, мол, но планы изменились — мы не можем продлить разрешение, так как дума постановила убрать торговые точки вдоль магистралей.
Новосибирск. Администрация города вводит новый критерий для системы мелкорозничной торговли — «ввод в эксплуатацию», — который должен применяться не только к новым, но и к ранее установленным киоскам. Несколько лет назад один из них, по устной просьбе чиновников, в связи с проведением ремонтных работ, был передвинут на несколько метров с законного места. И вот теперь, в связи с необходимостью «ввода в эксплуатацию», уже другие чиновники отказывают в продлении договора, объясняя это тем, что распространитель нарушил условия размещения. И доказывать им, что на том месте, где должен стоять киоск, ныне разбит газон, бесполезно.
Опять же Новосибирск. В городе начато благое дело — запущена программа по выделению новых мест для организации торговли. Киосковой сети, занимающейся продажами прессы, предлагают место на Северном кладбище (есть такое в Новосибирске). Распространители в шоке — кому нужна там пресса? Обращаются в администрацию с просьбой обменять погост на место в совершенно новом микрорайоне, рассчитанном на 70 тыс. жителей. Администрация в ответ: у жителей микрорайона нет потребности в ваших киосках.
На кладбище, значит, потребность в свежей прессе есть, а в новом микрорайоне — нет... Вот она логика современного чиновника.
«Чиновники никогда не виноваты! Потому что с формальной точки зрения они всегда действуют в рамках закона. И можно привести кучу примеров такого самоуправства, когда от решения отдельного человека зависит судьба целой отрасли. Вот проехал губернатор по улице, посмотрел из окна автомобиля, увидел торговцев фруктами и бабушек с носками, и сказал: “что-то много у вас тут неорганизованной торговли”. Чиновники районной администрации тут же взяли под козырек и расторгли договора с легально стоящими киосками! И при этом ведь ничего не поменялось: бабушки с носками как стояли, так стоять и будут», — возмущенно рассказывал Гаврилов.
«Слушаешь это все, и хочется просто кричать», — совершенно без надрыва, и даже как-то устало начал Игорь Тимофеев, генеральный директор компании «Сегодня-Пресс — Воронеж».
«Мы не кричим только потому, что у нас уже выработалась привычка к этим проблемам. Уже и эмоций нет: помирать, так помирать… Я считаю, что настал тот критический момент, от которого зависит, как будет развиваться рынок прессы в России дальше. Уже стало просто невозможно жить! Абсолютно не хочется заниматься бизнесом. Одно желание: уйти в дворники и начать пахать землю, картошку выращивать», — без капли иронии продолжал Тимофеев.
Он поделился с журналистами своим основным выводом: российские чиновники развернули настоящую классовую борьбу с киосками прессы.
«Но они сами этого не понимают. Просто у чиновников психология такая. Это даже не вопрос коррупции. Это просто боязнь сделать что-то не так», — продолжал руководитель воронежской сети. На его взгляд, спасти отрасль от неминуемой гибели сегодня может только одно — прямое указание президента страны.
Поймут ли там, наверху, или не поймут, что сохранение системы распространения прессы — вопрос национальной безопасности, еще не известно. Но, то россияне должны элементарно уметь читать, а без печати научиться они этому не смогут — понимать должны.
Александра Вознесенская
Источник: PlanetaSMI.RU