В России, по сути дела, ведётся необъявленная война против киосков прессы

В России, по сути дела, ведётся необъявленная война против киосков, торгующих периодикой и книгами. Судите сами – за период 2002-2004 г.г. количество торговых объектов по реализации печатных СМИ в стране уменьшилось на 9,3%, с 2004 по 2012 г.г. сегмент потерял ещё около 26% объектов (сократился с 42 тыс. объектов до 31 тыс.).

Причиной столь нерадостной картины является инициированный чиновниками муниципальных властных структур процесс так называемого упорядочения уличной торговли. Под этим лозунгом сокращаются объекты нестационарной торговли газетами, журналами и книгами, часть таких киосков ликвидируется или переносится с центральных магистралей и остановок общественного транспорта в неудобные для покупателей места.

С тем, чтобы придать своим действиям видимость законности, чиновники на местах часто не продлевают договоры аренды, не утруждая себя какими-либо объяснениями. В некоторых городах действия по сносу киосков прессы носят избирательный характер, что указывает на использование властных полномочий в недобросовестных конкурентных играх или как возможность наказать неугодных местной власти издателей.

С призывами о помощи за последние два года в общественные организации отрасли обращались представители дистрибуторских компаний из Барнаула, Бийска, Братска, Воронежа, Кемерово, Нижнего Новгорода Новокузнецка, Перми, Петрозаводска, Саратова, Ставрополя, Сургута, Челябинска, где вопрос стоит наиболее остро и само распространение периодической печати находится под угрозой уничтожения. Ситуация особенно опасна тем, что в средних и малых городах бумажная пресса пользуется исключительным авторитетом на фоне пока ещё слабо развитого Интернета.

Выступая на XXII Всероссийской конференции издателей и распространителей прессы в начале декабря с.г. в Москве, генеральный директор компании «Сегодня-Пресс – Воронеж» Игорь Тимофеев так охарактеризовал актуальную ситуацию вокруг киосков печати: «В стране творится кошмар! Систему распространения сбили с ног и добивают просто пинками в живот и ударами по голове». В аналогичном по смыслу ключе прозвучали высказывания и других участников не только этой конференции, но и иных форумов, организованных АРПП и другими общественными объединениями медийной отрасли за последние два года.

Сигналы об ухудшении ситуации с распространением прессы по вине местных администраций поступают из многих городов страны, не исключая Москву, Санкт-Петербург, Владивосток и других мегаполисов.

К сожалению, набор мер, применяемых властями на местах против киосковой розницы, весьма разнообразен. Экономический пресс на владельцев киосков приводится в действие с помощью ограничения ассортимента, повышения арендной платы, тарифов на электроэнергию, требований замены дизайна и архитектуры киосков в экономически необоснованные сроки и т.д.

Данные действия, по нашему убеждению, недопустимы, учитывая политику государства в отношении свободы доступа к информации, поддержки и развития чтения. Помимо затруднения доступа к информации снос киосков негативно отражается на функционировании всей цепочки от производства до реализации газетно-журнальной продукции, затрагивает интересы более 300 тысяч занятых в этом процессе работников.

Не стоит также сбрасывать со счетов и тот очевидный факт, что разрушение киосковой розницы приводит к сокращению налоговых выплат в бюджеты регионов, уменьшению занятости трудоспособного населения, падению объёмов полиграфического исполнения прессы, что сказывается на финансовой стабильности как предприятий, занимающихся распространением печатной продукции, так и региональных издателей.

В российских городах количество специализированных объектов, торгующих периодикой и книгами, по-прежнему значительно отстаёт от европейского уровня. Однако вместо исправления ситуации в стране продолжается процесс ликвидации киосков прессы. Все призывы к региональным властям оказать поддержку прессе как социально значимому продукту не встречают понимания. Такое отношение отечественного чиновничьего корпуса к прессе и системе её распространения резко контрастирует с политикой поддержки СМИ, которая практикуется в зарубежных странах.

Вот только один такой пример, взятый из европейского опыта. Во Франции в целях оказания поддержки печатным СМИ правительственным декретом № 2012-484 от 13 апреля 2012 г. создан «Стратегический фонд развития прессы». Субсидии Фонда предназначаются для снижения себестоимости продукции, оптимизации финансирования, повышения качества обслуживания, улучшения и диверсификации форм представления редакционного контента печатных и интернет- изданий за счёт применения новых технологий, расширения читательской аудитории, например, за счёт молодежи и зарубежных граждан. В 2012 году Фонд располагает средствами в размере более 24,4 млн. евро.

В соответствии с декретом от 13 апреля 2012 г. осуществляется поддержка дистрибуции национальной ежедневной прессы, поступающей в розничную продажу на территории Франции. Фиксированный размер единовременной финансовой помощи на один торговый объект составляет 1500 евро (в Париже и в ряде департаментов - 2000 евро).

Надо признать, что прилагаемые отечественными издателями, дистрибуторами прессы и книг, общественными организациями отрасли, некоторыми федеральными ведомствами усилия, направленные на то, чтобы преодолеть чиновничий беспредел на местах, не дают, как показывает практика, желаемого эффекта. Все призывы к региональным властям оказать поддержку прессе как социально значимому продукту не встречают понимания.

А между тем, спасение отечественной системы розничного распространения периодической печатной продукции - это сохранение интеллектуальной российской самобытности, культурной, национальной и языковой суверенности.

 

Источник: d-martynov.livejournal.com