Проект нового закона «О почтовой связи» почти доработан

«Почта России» считает, что окажется с его принятием в заведомо проигрышном положении

В пятницу в аппарате правительства состоялось согласительное совещание, где были уточнены последние формулировки проекта закона «О почтовой связи», рассказал «Ведомостям» сотрудник аппарата и подтвердил представитель одного из ведомств. В начале 2013 г. проект планируется направить в Минюст, говорит сотрудник аппарата. В правительство закон должен быть внесен 15 февраля 2013 г.

Разработать новый закон «О почтовой связи» взамен действующего, принятого еще в 1999 г., правительство решило в июне 2012 г. Его основной автор — Евгений Биргер, возглавлявший в 1999-2004 гг. департамент почтовой связи Минсвязи, говорит, что в работе активно участвовали специалисты Минкомсвязи и других ведомств, ассоциации участников рынка, зарубежные эксперты, а также лично вице-премьер Аркадий Дворкович.

Проект закона впервые создает равные правовые условия для работы курьерской почты наряду с государственной, а также гарантирует частным компаниям доступ к инфраструктуре государственного оператора. Кроме того, он дает негосударственным операторам право на обмен международными почтовыми отправлениями. Вдобавок авторы нового закона встраивают почту в контекст современных технологий: один из основных его принципов — «инфокоммуникации и интернет не угроза, а органичная составляющая и следующий этап развития почты», говорит Биргер. Законопроект предусматривает возможность пересылки почтовых отправлений в электронной форме и интернет-доступ к «виртуальным отделениям почтовой связи».

Разделение почтовой связи на универсальную и курьерскую услугу «сохраняет статус-кво со всеми существующими проблемами, которые будут лишь усугубляться», считает представитель крупнейшего почтового оператора страны — ФГУП «Почта России»: операторы курьерской службы продолжат работать в высокорентабельных сегментах рынка и регионах, а оператор универсальной услуги (де-факто «Почта России») будет получать «некомпенсируемые убытки». Также «Почту России» тревожит, что проект закона относит к исключительным компетенциям универсального оператора пересылку только нерегистрируемых отправлений, а в «защищенный сегмент» (куда не допускаются конкуренты) включает только простую письменную корреспонденцию весом до 50 г. Даже если бы государство распространило «защищенный сегмент» на всю письменную корреспонденцию до 50 г (включая и регистрируемую), эта услуга была бы убыточной для «Почты России», но убыток составлял бы немногим более 1 млрд руб. в год, говорит представитель предприятия. А так убыток ФГУПа будет составлять около 7 млрд руб. в год.

Оператор универсальных услуг «ставится в заведомо проигрышное положение», уверен представитель «Почты России». Сейчас ФГУП покрывает убытки от работы там за счет доходов от рентабельных направлений, направляя более 13 млрд руб. в год на покрытие не компенсированных государством потерь от оказания социально значимых услуг и более 5 млрд руб. — на содержание 28000 нерентабельных сельских отделений. Но если предприятие будет вытеснено с рентабельных сегментов рынка, то такое перекрестное субсидирование окажется невозможным и «Почта России» обанкротится, опасается ее представитель.

От идеи включить в «защищенный сегмент» отправления весом до 50 г уже отказались, уточняет представитель Минкомсвязи. В нынешнем законопроекте нет даже понятия «защищенный сегмент», добавляет Биргер. Но он не согласен, что универсальная услуга почтовой связи будет заведомо убыточной. Биргер сомневается в обоснованности доводов «Почты России»: анализ ее расходов«показывает не только неэффективность управления, но и масштабные финансовые злоупотребления». Государство предоставило «Почте России» колоссальную инфраструктуру и почтово-адресное пространство, которые «при правильной организации способны обеспечить благополучное финансовое положение», уверен он. Терять долю рынка универсальный оператор может только из-за низкого качества услуг и неэффективного управления. Закон не может быть нацелен на решение задачи компенсации убытков конкретного предприятия, считает Биргер: его цель — создать условия для развития рынка почтовой связи и эффективной работы всех его участников, включая «Почту России».

В каждом регионе модель поддержки почты может быть своя, говорил на прошлой неделе министр связи Николай Никифоров. Среди возможных инструментов финансирования «Почты России» он называл выпуск инфраструктурных облигаций, повышение тарифов на часть услуг, введение дифференцированных тарифов на доставку пенсий (в зависимости от региона), введение налоговых каникул.

Президент Ассоциации негосударственных операторов почтовой связи Анатолий Родин рад, что негосударственные почтовые операторы смогут обмениваться международными почтовыми отправлениями с иностранными партнерами (пока это прерогатива «Почты России»). Сейчас таможня рассматривает товары, заказанные за рубежом, как груз, а не почту и взимает повышенную пошлину, объясняет Родин; грузовые тарифы накладывают на их доставку и транспортные компании. Но чтобы новая норма заработала, понадобится доработать еще ряд подзаконных актов, предупреждает он. Кроме того, Родин хотел бы добиться отмены завышенной, по его мнению, платы за пересылку межобластной корреспонденции: сейчас, если негосударственный оператор пересылает отправление, например, из Комсомольска-на-Амуре в Хабаровск, используя сеть «Почты России», то должен заплатить за его доставку в Москву и обратно на Дальний Восток. А проект нового закона предусматривает недискриминационный доступ к инфраструктуре «Почты России», напоминает Родин.

В законопроекте появилась крайне важная норма — максимальная стоимость почтового отправления, размер которой должен быть определен подзаконными актами, отмечает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. Это позволяет корпоративным клиентам (интернет-магазинам, компаниям, торгующим по каталогам, и др.) требовать от «Почты России» скидок на пересылку посылок и бандеролей и стимулирует их увеличивать объемы корреспонденции, говорит он. В результате «Почта России» начнет работать быстрее, надеется Иванов: сейчас срывы сроков доставки во многом связаны с тем, что ее каналы недогружены, а выпускать на маршруты полупустой транспорт невыгодно.

Валерий Кодачигов, Игорь Цуканов

Источник: Ведомости