В рамках двух последовательных блоков «Экономика Рунета» и «Законодательство» эксперты обсудили годовые изменения и основные прогнозы на ближайшую перспективу. Как отметил в открывающем докладе директор РАЭКСергей Плуготаренко, Рунет демонстрирует наибольшие изменения в следующих сферах:
•Общество: на сегодняшний день Рунет — это среда для общения, развлечения, образования, работы, выражения гражданской позиции, а также краудфандинг-среда;
•Государство: продемонстрировано беспрецедентное внимание государства к Рунету в отношении законотворчества, Минкомсвязью России разработано «дерево целей до 2018 года» и создан IT-Совет, на государственном и международном уровне внесено большое количество инициатив, непосредственно относящихся к Рунету;
•Экономика: проведено первое исследование Экономики Рунета, охватывающее 11 интернет-рынков. По итогам исследования было определено, что объем интернет-экономики составляет 0,555 трлн. руб. по итогам 2011 года, что эквивалентно в числовом значении 1% от ВВП России, а динамика роста в 2012 году составляет +30%. При этом экономика всех интернет-зависимых рынков составила: 2,52 трлн. рублей, что сравнимо с 4.62% от ВВП России. Подробно об исследовании.
•Технологии: годовые изменения характеризуются ростом в таких направлениях, как инфраструктура доступа в Сеть, «облака», социальные медиа, интегрированные коммуникационные среды, новые рекламные технологии, мобильные технологии.
В ходе «экономической» панели были отмечены также и другие изменения в Рунете. Растущие перспективы инвестиций в российский интернет и инвестиционная привлекательность Рунета для зарубежных инвесторов были отмечены Дмитрием Ахановым (Роснано), рост инвестиций в сектор электронной коммерции и проблемы инвестирования в отечественное IT отметил Игорь Агамирзян (РВК), а не вполне удовлетворительные экономические последствия принимаемых законов об Интернете стали темой доклада Сергея Гуриева (РЭШ). Точку зрения государства на экономическое развитие Рунета представили Павел Пугачев (Администрация Президента РФ) и Илья Массух (Фонд Информационной Демократии).
Ключевые итоги и основные тенденции в области законодательного регулирования представил модератор секции «Законодательство» Михаил Якушев (председатель совета РАЭК):
•РАЭК продемонстрировал гражданскую зрелость и высокий профессиональный уровень в вопросах законодательного регулирования и самоуправления в российском Интернете;
•Подтверждена необходимость строгого соблюдения принципа участия всех заинтересованных сторон (multistakeholderism);
•Принято новое федеральное законодательство в сфере регулирования интернета («чёрные списки» 139-ФЗ), криминализированы новые виды мошенничества (УК РФ), предложены существенные изменения в ГК РФ;
•НЕ УДАЛОСЬ: решить проблем с охраной персональных данных, наладить эффективное международное сотрудничество, добиться налоговых послаблений для интернет-отрасли.
Как был отмечено модератором, модель саморегулирования отрасли РАЭК доказала жизнеспособность и эффективность, а эксперты РАЭК и организаций-участниц активно привлекались к исправлению ситуаций, вызванных нормотворческими ошибками. При этом, часть государственных ведомств и политических деятелей, тем не менее, рассматривает отрасль как равноправного партнёра, в том числе и на этапе формулирования законодательных предложений.
Негативная сторона заключается в частом несоблюдении принципа участия всех заинтересованных сторон в регулировании интернета в России, что приводит к усилению нежелательных последствий (использования Сети в противоправных целях), к росту отчуждения между интернет-сообществом и представителями власти, к изоляции России на международной арене и игнорированию её внешнеполитических инициатив.
Особенности правового регулирования Рунета с точки зрения государства представил Роберт Шлегель(Государственная Дума РФ). Подходы к регулированию облачных технологий озвучила Ульяна Зинина (Microsoft), эксперты Фонда Сколково Алексей Иванов и Максим Прокш обсудили влияние интеллектуального права на распространения информации и инновации, а Дмитрий Платонов (ООО «Центр интеллектуальной собственности Сколково») дополнил тему защиты права интеллектуальной собственности в IT-секторе. Международным опытом в сфере законодательного регулирования поделились Terry Flew (Технологический Университет Квинсленда, Австралия) и James Waterworth (CCIA Europe).
Основные выводы и рекомендации года
•Для государства:
Совершенствование и гармонизация законодательства, поддержание плюрализма мнений при обсуждении вопросов управления интернетом, разработка долгосрочной стратегии развития Рунета, госинвестиции и облегчение срочного налогового режима, стимулирование регионального развития Рунета. Глобальная информационная кампания «Рунет — инновационная и успешная экономика России».
•Для бизнеса:
Консолидированный подход к принятию отраслевых решений, саморегулирование, коллегиальное отстаивание интересов Отрасли, сохранение темпов роста экономики Рунета, привлечение пользователей и клиентов, конкурентоспособность в т. ч. и на мировом уровне, безопасность услуг и высокий уровень сервиса.
•Для законотворчества:
Должна быть осознана необходимость экспертного обсуждения всех нормотворческих инициатив и системного подхода в развитии законодательства в области интернета. Приоритеты на 2013 год: коррекция законодательства «о чёрных списках», начало регулирования облачных вычислений, совершенствование законодательства о персональных данных, обновление Гражданского кодекса и появление новых моделей защиты прав авторов, решение вопроса об пределах и методах идентификации в Сети. Должна активно продвигаться позиция российской интернет-отрасли на международной арене в отстаивании интересов российских пользователей интернета, а также в формулировании концептуальных предложений по вопросам кибербезопасности.
Основные цели в 2013 году
•Сохранение благоприятных условий развития Рунета;
•Стимулирование развития интернета в России по направлениям: экономика, технологии, кадры, законодательство, инфраструктура, открытые данные, электронная коммерция;
•Увеличение объема интернет-экономики с отметки 1% до 2–3% от ВВП России в течение 2–3 лет;
•Увеличение темпов роста интернет-экономики более 30% в год;
•Рунет должен стать признанным национальным достоянием России, получить статус «главной успешной инновационной экономики» страны.
Материалы для скачивания
•Рунет 2012: законодательство
•Рунет 2012: итоги года
•Госинициативы по развитию Рунета. Платформа "Вебвыборы"
•Обзор законодательных реалий и прогнозов развития регулирования Рунета (с учетом тенденций и законодательных иницитатив)
•Международный опыт: уроки законодательства о фильтрации для интернет-экономики Австралии (англ.)
•Защита прав интеллектуальной собственности в IT-секторе
Источник: PlanetaSMI.RU