Интернет и СМИ в Центральной Азии берут под колпак

В Таджикистане закрывают более 130 популярных сайтов, в том числе – социальные сети

Сегодня в Таджикистане может быть заблокирован доступ к 131 сайту. В списке неугодных оказались не только информационные порталы, но и социальные сети. Практика блокировки интернет-ресурсов существует во всех странах Центральной Азии, но запрет не достигал в них таких масштабов, как в Таджикистане. Эксперты убеждены, что таджикское общество наказывают в преддверии президентских выборов за критику в адрес властей.

Как сообщают представители ряда интернет-провайдеров, распоряжение заблокировать доступ к популярным сайтам поступило к ним в минувшую пятницу от Службы связи при правительстве Таджикистана, возглавляемом Бегом Зухуровым. Это не первый случай прекращения доступа к интернет-ресурсам. Впервые таджикские власти заблокировали интернет-сайты еще осенью 2010 года, когда ряд популярных информационных ресурсов критически подошел к освещению военной операции властей на востоке Таджикистана.

Запрет повторился летом этого года. Во время штурма Памира власти полностью перекрыли доступ к Интернету и мобильной связи. Происходящее Бег Зухуров объяснил… угодившей в провода «шальной пулей». Очередную блокировку сайтов, предпринятую в ноябре, он объяснил просьбой граждан, которые якобы возмущены «всякими экстремистскими призывами и ложью, распространяемой через социальную сеть». И даже предложил гендиректору Facebook Марку Цукербергу встретиться и лично предъявить ему свои претензии. На этот раз решение закрыть доступ к 131 сайту Служба связи объяснила «технико-профилактическими работами».

Глава Ассоциации интернет-провайдеров Таджикистана Асомиддин Атоев в эфире радио «Озоди» (таджикская служба радио «Свободы») рассказал, что в черный список сайтов, подлежащих блокировке, попали не только новостные, как например, сайт toptj. com, но и популярные развлекательные, музыкальные сайты, а также социальные сети.

Именно в социальных сетях власти Таджикистана усматривают угрозу своему режиму, сталкиваясь с политической активностью сограждан. Впрочем, не только в Таджикистане власти закрывают доступ к Интернету. В Казахстане ряд оппозиционных сайтов и принадлежащие им СМИ признаны экстремистскими. В Узбекистане традиционно заблокированы новостные российские медиаресурсы. В Туркмении, где и так доступ к Интернету ограничен, парламент впервые принял закон, регулирующий средства массовой информации. С его помощью депутаты предполагают определить порядок работы с информацией, начиная со сбора данных и заканчивая ее распространением. В Киргизии на протяжении длительного времени закрыт доступ к российскому сайту «Фергана.ру», который специализируется на освещении событий в странах Центральной Азии. Дело рассматривается в бишкекском суде. Между тем, эксперты считают, что подобные меры неэффективны, потому что большинство пользователей, хорошо ориентируясь в интернет-пространстве, могут заходить на те же социальные сети обходными путями, с помощью безопасных протоколов или прокси-серверов. Кроме того, миллионы граждан находятся за пределами своих стран и их общению в соцсетях невозможно помешать.

«В условиях постоянной собственной неустойчивости власти Таджикистана не могут не учитывать широко растиражированный фактор современных средств коммуникации – социальных сетей и других – в процессах, происходивших в русле так называемой арабской весны. Тем более что оснований для боязни социального протеста у Эмомали Рахмона объективно куда больше, чем у Хосни Мубарака или Муаммара Каддафи. Подобная практика блокировки интернет-ресурсов есть во всех центральноазиатских республиках, не исключая и бывший островок демократии – Киргизию», – сказал «НГ» координатор региональных программ по Центральной Азии Института востоковедения РАН Александр Князев. При этом, по его мнению, ни в Киргизии, ни в Казахстане или Узбекистане эта практика никогда не имела таких масштабов, какие начинает применять руководство Таджикистана.

Эксперт считает, что «социально-политическая ситуация в Таджикистане далека от нормальной». «Скрытая, латентная напряженность растет, растут протестные настроения, и режим Эмомали Рахмона пытается сократить информационное пространство, в первую очередь – в части критики в собственный адрес», – отметил Князев.

Компенсировать снижение рейтинга президента Эмомали Рахмона власти решили при помощи документальных фильмов. «Таджиккино» выпустило в продажу 27 дисков, которые описывают деятельность Рахмона на посту главы государства начиная с 1992 года, то есть с момента его прихода к власти. Каждый диск посвящен году правления Рахмона, а остальные семь – таким темам, как «Эмомали Рахмон и продовольственная безопасность», «Эмомали Рахмон и энергетическая независимость» и др. Среди тех, кто уже стал обладателем новой коллекции фильмов, ряд государственных структур Таджикистана. Один такой диск можно купить за 10 сомони (стоимость пяти лепешек хлеба). Фильмы можно посмотреть по телевизору – все четыре национальных канала показывают их ежедневно, а речи главы государства публикуются во всех официальных газетах.

Виктория Панфилова

 

Источник: Независимая газета