Благодаря стабильности на нефтяном рынке мы имеем годовой прирост ВВП в размере 4%, однако крупные бренды по-прежнему относятся к нам настороженно. Это неудивительно: когда экономическая ситуация в стране зависит, по большому счету, от одного показателя, вряд ли инвестирование в российский бизнес будет привлекательным для западных партнеров.
Но, несмотря на это, отечественный медиарынок развивается довольно позитивно. Подробности - в традиционном материале НСМИ, посвященном итогам года и тенденциям на рынках печатных, электронных СМИ, рекламы и коммуникаций, с комментариями экспертов.
Печатные СМИ
На рынке печатных СМИ в 2012 году наметилось несколько значимых тенденций. Несмотря на разговоры о кризисе бумажной прессы, было запущено много новых изданий, включая зарубежные лицензии и большое количество специализированных изданий в регионах. Также издатели активно запускали версии своих газет и особенно журналов для планшетов и смартфонов, а производители глянца начали сертифицировать тиражи собственных продуктов. Также из позитивных для отрасли событий и тенденций можно отметить сохранение льготной ставки страховых взносов для СМИ и рост рекламы в прессе.
К негативным тенденциям и явлениям 2012 года относится увеличение случаев закрытия или сокращения киосковых точек распространения, особенно в регионах. Роскомнадзор усилил свою активность в сфере проверок СМИ, в результате чего было выявлено большое число нарушений. Отрицательно влияли на прессу и новые законодательные инициативы: запрет рекламы алкоголя, ограничения на рекламу БАДов, закон о защите детей от вредной информации. Увеличилось число исков к СМИ о вмешательстве в частную жизнь от звезд шоу бизнеса и нарушении авторского права. Также год охарактеризовался рядом отставок в крупнейших издательских домах и проектах, включая «Большой город», «Известия», «Коммерсантъ», «Провинция», «Sanoma Independent Media» и др.
Во второй половине года в издательской среде долгое время сохранялось напряжение, связанное с решением от 23 августа о повышении таможенных пошлин на ввоз в страну мелованной бумаги и картона с 5 до 15%. Ситуация грозила рынку значительным оттоком заказов на печать из российских типографий за рубеж. К счастью для рынка, проблема разрешилась в середине ноября: по результатам заседания Правительственной комиссии по таможенному регулированию было поддержано ходатайство Минкомсвязи о возврате к 5%-ной ввозной пошлине на мелованную бумагу, которая будет действовать до конца 2013 года.
Что касается рынка полиграфии, то в целом, согласно результатам исследования ГИПП, производственные мощности по-прежнему превышают спрос и серьезно недозагружены. При этом продолжается консолидация и развитие производственных мощностей в ведущих российских типографиях. Также заметен серьезный рост конкуренции, демпинг в борьбе за клиентов.
В сфере распространения, по данным ГИПП, наблюдается незначительное снижение тиражей, на 1-2% и по подписке, и в розницу при сохранении доходов от распространения за счет происходившей в течение года корректировки отпускных цен. Растет значимость сопутствующих товаров для сохранения доходов киосковых сетей. Старые объекты прессы постепенно заменяют новыми. Распространение через супермаркеты все так же занимает незначительную долю в розничной продаже прессы, при этом порог входа в крупный ритейл для издателей по-прежнему высок.
Дмитрий Мартынов, Президент Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП):
«О негативных тенденциях последних лет всем хорошо известно. Это финансовые кризисы, наступление интернета и цифровых устройств, снос киосков печати. Хотелось бы остановиться на некоторых положительных моментах. Финансовый кризис несколько преодолен. И хотя отмечается снижение продаж печатной продукции в экземплярах, в целом рынок печатных СМИ стабилизировался. Этому способствует как рост российской экономики, так и восстановление рынка рекламы, в том числе и в прессе. Доходы от размещения рекламы в прессе по итогам прошлого года составили 48 млрд руб. и увеличились на 7%. Объем розничного рынка прессы составил 45 млрд руб., а подписки - 23 млрд руб.
Несмотря на бурное развитие интернета, появление новых платформ для чтения, печатная пресса продолжает сохранять достойное место в системе масс-медиа. Настроение издателей на Западе изменилось от пессимистично-упадочнического к оптимистичному. Лейтмотивом их выступлений было: «Не рубите сук, на котором сидите». Сегодня издатели ищут и находят способы не только уживаться с цифрой, но и усиливать с ее помощью силу бренда».
Павел Негоица, генеральный директор ФГБУ «Редакция «Российской газеты»:
«Остается нерешенной глобальная проблема - стагнация тиражей печатных изданий. У кого-то она выражается в уменьшении объема подписки, кто-то теряет розницу. С другой стороны, на рынке появились новые носители информации - сайты, смартфоны, планшеты.
Но издателей тревожит то, что даже если признать как тенденцию, что аудитория печатных СМИ перетекает с бумажных носителей на электронные платформы, не происходит автоматического перераспределения рекламных бюджетов в необходимых объемах в пользу последних. Странная история: тиражи уменьшаются, а рекламные бюджеты в прессе остаются и даже растут. На электронных носителях, наоборот, увеличивается аудитория, но нельзя сказать, что пропорционально ей растут рекламные бюджеты. Это большая дилемма. Контент большинства изданий в интернете остается бесплатным. Но если реклама внезапно уйдет из печатных носителей, к примеру, на поисковики, а не на сайты изданий, то издатели встанут перед необходимостью ввести платный доступ к цифровому контенту. Что, кстати, уже и происходит. Как правило, в таких случаях посетители сайтов отворачиваются от издания: в известном смысле издатели развратили интернет-потребителей информации, обеспечив им бесплатный 100%-ный доступ.
Также меня беспокоит качество работы «Почты России» в части доставки периодических изданий. Сложно согласиться с услугой, когда ежедневную газету тебе доставляют на второй или третий день. Доставка остается дорогой, а качество услуги оставляет желать лучшего. Помимо этого, известны факты закрытия почтовых отделений.
Еще одна проблема - розничное распространение печатных изданий. Мы сплошь и рядом пожинаем плоды закрытия киосков под разными предлогами - кто-то улучшает экологию города, кто-то выпрямляет улицы, кто-то облагораживает окрестности. Одним словом, предлогов много, но надо понимать, что киоски остаются одной из важнейших сетей распространения для издателей, и хотелось бы, чтобы в 2013 году такого рода экспромтов было поменьше.
Несмотря на объективные трудности на медийном рынке, считаю уходящий год успешным для «Российской газеты». Во-первых, мы провели редизайн всей линейки наших печатных периодических изданий: ежедневная «Российская газета» и «Российская газета – Неделя» стали полноцветными, частично в цвет переведена и «Российская Бизнес-газета».
Во-вторых, сделав определенные изменения на нашем портале rg.ru во второй половине года, уже в октябре-ноябре нам удалось взять планку в 7.5 млн посетителей в месяц. Сегодня мы твердо удерживаем второе место среди периодических изданий по посещаемости интернет-версий.
В-третьих, в рамках нашего международного проекта Russia Beyond the Headlines расширена география присутствия зарубежных приложеиий в различных странах. В преддверии саммита АТЭС были запущены новые проекты в Сингапуре, Южной Корее, Японии, Австралии, Гонконге, Тайване, Китае. В декабре выпустили приложение на Ближнем Востоке. Также у нас появились 14 самостоятельных новостных сайтов на разных языках, обновляющихся круглосуточно. Обновлена iPad-версия зарубежных приложений на английском языке.
У нас по-прежнему стабильно работает филиальная сеть. 30 ноября мы выпустили «Российскую газету в Украине». Выполнен годовой план по сбору рекламы. И что очень важно в текущем году мы подняли ежемесячные стимулирующие выплаты немалому количеству наших сотрудников. У нас практически нет текучести кадров. Наоборот, редакционный коллектив пополнился некоторыми журналистами из других изданий.
В планах - развиваться дальше. Сейчас мы стоим на пороге создания полнокровной интегрированной мультимедийной редакции».
Сергей Лаврухин, генеральный директор медиахолдинга РБК:
«Для того чтобы поддерживать читаемость, всё больше и больше печатные СМИ пользуются слухами и непроверенной информацией. Все бьются за цитируемость, рейтинги, и при этом не гнушаются ничем. Это одна из негативных тенденций последнего года.
Что касается позитива, издатели смотрят и сторону интернета и движутся в этом направлении, активно запускаются мобильные приложения, мобильные версии сайтов.
В целом, заметна тенденция роста выручки от интернет-проектов и стагнации доходов от печатных версий. Это касается всего рынка, мы чувствуем это в том числе и на себе. К примеру, сайт РБК Daily имеет аудиторию в 3-4 раза больше, чем один номер одноименной печатной газеты.
Этот год для РБК заканчивается позитивно. Хотя работать на рынке достаточно сложно, медиагруппа с надеждой смотрит на следующий год. В 2013 мы намерены укрепляться и оптимизироваться во всех направлениях, в которых присутствуем. Это касается и хостингового бизнеса, и развития всех медиа-площадок, объединенных под брендом РБК, и дальнейшей региональной экспансии. Также планируется много интересных запусков».
Юлия Казакова, заместитель руководителя Департамента СМИ и рекламы города Москвы:
«В этом году Департамент СМИ и рекламы города Москвы провел серьезную работу по оценке изданий, поддерживаемых из городского бюджета. Итогом этой работы стал уход с рынка ряда изданий, которые не пользовались спросом, и оптимизация расходов. Такая работа будет продолжена и в следующем году.
Общая тенденция - постепенное снижение тиражей прессы. И это не только следствие цифровой революции. Эксперты связывают сохранение тиражей с функционированием системы розничного распространения. В настоящее время в Москве работает 5611 точек розничной торговли периодикой, в том числе на АЗС, в почтовых отделениях, супермаркетах и т.д., в соотношении обеспеченности торговой площадью примерно 3 кв. м на 1 тыс. жителей города. Установленный норматив в 10 кв м на 1 тыс. жителей пока не достигнут. В большей степени это касается Западного, Восточного, Южного и Северо- Восточного административных округов. Возникают проблемы и с переоформлением документов на перемещенные объекты, а также вопросы, связанные с проводимыми в городе мероприятиями по организации транспортно-пересадочных узлов и реконструкции привокзальных площадей».
Борис Кузьмин, Президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов:
«Структура рынка полиграфии страны за последние годы существенных изменений не претерпевала, поскольку потенциал производственных мощностей у нас с запасом. Есть небольшая убыль, но она связана со структурными изменениями, реорганизациями, объединениями, ликвидацией предприятий по тем или иным причинам. Но каких-то серьезных инцидентов, связанных с банкротством, среди полиграфических предприятий не наблюдается.
Последняя тенденция на рынке полиграфии такова, что объем выпуска продукции находится на постоянном уровне. Наблюдается небольшое снижение от года в год по газетам и книгам, а журнальная продукция, напротив, незначительно растет - особенно многокрасочные массовые журналы.
К концу года путем нечеловеческих усилий удалось добиться введения 5%-ных таможенных пошлин на ввоз мелованной бумаги. Эпопея длится уже более шести лет. Поскольку в России нет производства мелованной бумаги, и полиграфия в этом отношении отрасль импортозависимая, для нас этой был принципиальный вопрос».
Источник: Журнал «Новости СМИ», №24 (358), декабрь 2012 г. (фрагмент статьи)