Объем заказов, сделанных россиянами за рубежом, превзошел прогнозы и самих онлайн-ритейлеров, и почтовых операторов западных стран, рассказал представитель ФГУП «Почта России». Например, российские почтовики рассчитывали, что в предпраздничный сезон количество мелких пакетов из-за рубежа вырастет на 40-60%, а в реальности оказалось — на 100%. По экспресс-отправлениям зарубежные почтовики делали прогноз роста в 40%, реальный превысил 60%.
Иностранные ритейлеры и почтовые службы оказались не готовы к такому энтузиазму россиян, и в результате сроки доставки посылок из некоторых стран выросли. Например, указывает «Почта России», почтовая служба Великобритании не смогла договориться с авиакомпаниями о лимитах на доставку почты в Москву и в результате отправляет ее в Киев, откуда груз автомобилями везут до Брянска, что удлиняет доставку примерно на две недели. Почта Китая просто не справляется с объемами — 22 декабря в России получили отправления из Китая, датированные ноябрем, жалуется ФГУП. Почтовые службы США, Италии и Греции ради экономии отправляют грузы в Россию транзитом через Стамбул, откуда посылки летят чартерным рейсом.
В этом году количество прибывших в Россию посылок, мелких пакетов и экспресс-отправлений из-за рубежа увеличилось вдвое до 21,6 млн, подсчитало ФГУП «Почта России». Причем около 70% из них, по оценкам почтового оператора, — заказы из интернет-магазинов, сказал «Ведомостям» представитель «Почты». Значит, в уходящем году россияне получили от заграничных онлайн-ритейлеров около 15 млн посылок. «Это очень много!» — поражен президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. Ожидания рынка были ниже, говорит он, да и «Почта России» раньше давала более скромные цифры: около 5,5 млн посылок от иностранных онлайн-ритейлеров в первом полугодии 2012 г. Российские интернет-магазины, по оценкам НАДТ, в 2012 г. отправили клиентам около 107-108 млн посылок с заказами.
Около 80% иностранных отправлений, прибывающих в Россию, приходится на Китай, США, Германию, Великобританию, Гонконг и Украину, причем в последние годы активно растет доля азиатских отправителей, отмечает представитель ФГУПа.
Лидеры среди иностранных интернет-магазинов — это eBay, Shipito, Zappos, Yoox, Asos и TaoBao, добавляет Иванов.
Долгий путь заказов из-за рубежа российских покупателей не пугает, они готовы подождать, потому что в иностранных интернет-магазинах цены ниже, объясняет Иванов. Например, в официальном интернет-магазине UGG Australia классические угги с пайетками стоят $190, или около 5812 руб. по текущему курсу. Та же модель в российском интернет-магазине lamoda.ru стоит 12500 руб., в butik.ru — 13300 руб., в sapato.ru — 12290 руб. Правда, некоторые западные интернет-магазины (например, www.jcrew.com) устанавливают разные цены в зависимости от страны доставки товара и там цены для россиян выше, чем для американцев и европейцев.
«В иностранных интернет-магазинах дешевле. Это главное и, пожалуй, единственное преимущество перед российскими», — убежден Иванов. Отечественные игроки, по его словам, выигрывают не столько в скорости доставки, сколько в сервисе: коммуникации с клиентом, возможности примерки и возврата товара.
Российский рынок интернет-торговли значительно отстает по объемам от европейского и американского, говорится в исследовании ритейлера Enter. Объем российского рынка интернет-продаж в прошлом году, по его оценкам, составил $10,3 млрд — почти как рынков Бразилии ($10,2 млрд) и Индии ($10 млрд). Это меньше выручки одного крупнейшего американского онлайн-ритейлера amazon.com ($48,1 млрд). Объем рынка электронной торговли США за прошлый год — $194 млрд, стран Евросоюза — $260 млрд.
Александра Крекнина
Источник: Ведомости