Задавая вопрос экспертам и коллегам о независимой журналистике, мы зачастую наталкивались на замечания о сложности и неоднозначности этой проблемы. В самом деле, от кого нужна независимость: от государства, от редактора-цензора или от своего собственного страха перед последствиями после тех или иных публикаций?

Кто точит перья журналистам

Да и есть ли на самом деле эти независимые СМИ? Например, председатель совета общественной организации «Татары Башкортостана» Рамиль Бигнов считает, что независимых СМИ в природе вообще не бывает, и не только в республике, но и в России.

- Это все условности, когда говорят про независимые СМИ, - говорит Рамиль Имамагзамович. – Любые журналисты зависят от кого-то и от чего-то: от государства, учредителя, редакционного коллектива. СМИ выражает определенную точку зрения, которая закладывается структурами, которые на них влияют. Когда говорят, что западные СМИ более независимы, а вот российские под этот критерий не попадают, то это ошибочное мнение, ведь каждое СМИ выражает ту точку зрения, которую в нее закладывают, то есть в основе всегда лежат чьи–то интересы.

Как нельзя более яркий пример этому утверждению явили последние события. В ноябре прошлого года Рен-ТВ объявила о пикете в защиту свободы слова. Якобы башкирские власти не дают этому каналу и некоторым другим редакциям вещать и писать по собственному усмотрению. На митинге собрались и выступали журналисты, как оказалось, из медиахолдинга Альберта Мухамедьярова, которому принадлежит тот же Рен-ТВ и ряд печатных и электронных изданий. Налицо лоббирование своих, а может, еще чьих-то схожих интересов.

Вдохновленный своей «борьбой», ретивый медиамагнат развязал настоящую информационную войну: в ход пошли не только новости и видеосюжеты подконтрольных ему СМИ, но и письма Путину и заявления в прокуратуру. Опять же все это щедро освещается «оппозиционной» прессой.

Действительно, экономическую составляющую любого издания нельзя не принимать во внимание. Скажи мне кто твой издатель, и я скажу, против кого ты работаешь – так сегодня звучит известная поговорка.

Вчера и сегодня

Можно долго и критично оценивать современную башкирскую журналистику, но если сравнить ее с ней же, но пятилетней давности, разница весьма ощутима. Известное утверждение о ней как четвертой власти, наконец, обрело свою достоверность. Как говорится, кто владеет информацией, тот владеет миром. Не зря крупнейшие олигархические группы сконцентрировали в своих руках редакции федеральных и недавно созданных СМИ. Особая роль сегодня отводится электронным изданиям, как наиболее массовому и мобильному виду СМИ.

- Обилие информации затрудняет жизнь и читателю, и журналисту. Первому – все сложнее ориентироваться, второму – все сложнее подать свою информацию так, чтобы ее заметили в этом бездонном информационном пространстве, - заметил на Балу прессы нынешний замминистра связи и массовых коммуникаций Марат Газизов.

Рамиль Бигнов считает, что любое СМИ должно беспристрастно и достоверно излагать факт, а принимать решение по поводу этой информации, оценивать - это задача читателя.

Правда всегда на пользу обществу, а ложь неизменно приводит к беде, какой бы сладкой она ни была, сказал в интервью «НУГ» Марат Утяшев, заведующий кафедрой прав человека и политических правовых учений Института права БГУ. «Не надо считать народ тупым и непонимающим, это ошибочно. Все всё прекрасно понимают, но не хотят протестовать против лжи и терпят, правда, лишь до поры до времени».

Власть и СМИ

Однако первое, что приходит в голову при вопросе о статусе журналистов - это их независимость от государства. Для многих профессионалов пера всего мира именно власть олицетворяет главное препятствие свободе слова.

За два года своего руководства президент Башкортостана Рустэм Хамитов не единожды встретился с редакторами местных изданий. Во время бесед были высказаны ответы и мнения на самые острые вопросы политики и экономики. Своей точкой зрения глава региона поделился в своем блоге: «Министры, будьте доступными и открытыми, общайтесь с читателями блогов, с людьми, - призвал он. - Главный вопрос дееспособной власти – как взаимодействовать с людьми, как поддерживать эти контакты, как понимать и знать, что нужно людям. Власть отдаляет человека от обыденности, от простых житейских вопросов. Сложился стереотип – власть замкнутая, вороватая, коррумпированная. Разрушать стереотип – сложно.»

Кстати, открытость и свобода слова в башкирских СМИ привела именно к этому восприятию чиновников. Корреспонденты с готовностью подхватывают и развивают новости о взяточниках и бюрократах – именно такого рода жареные факты делают рейтинг сайтам в интернете. Иногда за вакханалией черной информации не удается разглядеть то, что делается для блага населения. Этим свойством современной журналистики умело пользуются оппозиционные издания, оперируя фактами и цифрами в свою пользу. Ведь глядя на стакан с водой, можно одинаково правдиво говорить о том, что он наполовину пустой или наполовину полный.

Впрочем, само наличие таких «критиков» говорит о лояльности в наши дни. Естественно, что полной вседозволенности печатного слова государство вряд ли допустит, на то оно и представляет институт власти. Как говорится, жить в обществе и быть свободным от него нельзя.

В то же время эволюция независимости прессы в республике идет своим чередом, и этот факт вряд ли даже оспорят оппозиционеры. Пресса в Башкортостане, как повсюду в мире, играет роль зеркала. А в этом зеркале отражаются взлеты и падения не только власти, но и всего общества.

Зарина Ханова

 

Источник: Независимая Уральская газета