Льготные ставки налогообложения для прессы в разных странах мира

В конце декабря 2012 г. в издательстве «Собеседник» вышла книга «Государственная поддержка СМИ за рубежом». Авторы издания — президент Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Дмитрий Мартынов и председатель правления АРПП Александр Оськин. PlanetaSMI.RU публикует главу книги, посвященную одной из форм косвенной поддержки прессы — предоставлению сниженных ставок НДС в разных странах мира.

Наряду с оказанием помощи изданиям, находящимся если не в бедственном, то по крайней мере в тяжелом экономическом положении, или тем проектам, которые редакция не в силах осуществить самостоятельно, многие государства в настоящее время оказывают разные виды помощи прессе в целом. Наиболее серьезной мерой следует считать освобождение от налога на добавленную стоимость.

По данным исследования Public support to the media : A six - country overview of direct and indirect subsidies, косвенная поддержка британским газетам в виде нулевого НДС составляет 10 фунтов стерлингов на душу населения в год (всего 594 млн фунтов стерлингов).

Из шести стран, рассмотренных в этом докладе, самой щедрой оказалась Финляндия: в виде налоговых и других льгот печатные СМИ этой страны получают эквивалент 46 фунтов стерлингов на душу населения в год. (Правда, со времени подготовки доклада ситуация здесь изменилась, нулевой НДС был заменен льготным, девятипроцентным.)

В мировой практике существуют два типа налогов, применяемых к продаже печатной продукции:  налог на добавленную стоимость (НДС) и налог с продаж (НСП).

В большинстве стран газеты, журналы и книги облагаются налогом на добавленную стоимость, но в ряде стран применяют и налог с продаж.  К этим странам относятся: Эстония, Латвия, Македония, Словения, Австралия, Индия, Япония, Новая Зеландия, США и Сингапур.

Страны, применяющие НСП при расчете налогооблагаемой базы, можно разделить на три сегмента.

Страны с низкой ставкой налога с продаж (от 0% до 5%). В этом сегменте представлена Индия, в которой НСП на печатную прессу во всех штатах, за исключением Махарашты, составляет 0%. В штате Махарашта продажи журналов облагаются налогом с продаж в размере 4,5%.

К странам со средней ставкой налога с продаж (от 5 до 10%) относятся:

— Латвия (9% для книг, газет и журналов), для других товаров — 21%;

— Сингапур (5% для книг, газет и журналов) для других товаров — 5%;

— Словения (8,5% для книг, газет и журналов) для других товаров — 20%;

Страны с высокой ставкой налога с продаж на печатную прессу (от 10%):

— Австралия (10% для книг, газет и журналов), для других товаров — 15%;

— Новая Зеландия (12,5% для книг и газет,  12% для журналов), для других товаров — 15%;

— Эстония (18% для книг, газет и журналов), для других товаров — 20%.

США нельзя отнести ни к одному из описанных выше сегментов, в этой стране налог с продаж для печатной прессы устанавливается администрацией конкретного штата. Поэтому единая ставка налога для страны в целом отсутствует, но диапазон НСП составляет от 3% до 15%.

Как видно, практически все страны применяют льготную ставку налога для расчета налогооблагаемой базы предприятий, занятых в дистрибуции печатной продукции, исключение составляют лишь такие страны, как Япония и Сингапур, в которых ставка НСП на периодику и книги равняется ставке на другие виды товаров и составляет 5%. Тем не менее, в таких странах, как Словения и Латвия, налог с продаж на прессу ниже на 11-12% по сравнению с другими видами товаров. В среднем ставка налога с продаж на прессу ниже на 4,57%, чем на другие виды товаров.

Большинство стран мира для расчета налогооблагаемой базы предприятий, занятых в сфере дистрибуции бумажных СМИ и газет, применяют налог на добавленную стоимость (НДС).

Эти страны также можно разделить на три сегмента по уровню НДС применительно к продажам газет, журналов и книг. 

Страны, в которых ставка НДС на печатную прессу колеблется от 0% до 5%, объединены в сегмент с низкой ставкой налога. В него входят:

—  Англия (0% для книг, газет и журналов), общая ставка налога 5%;

— Бельгия (0% для газет и еженедельников, 6% для  других журналов и книг), общая ставка налога 21%;

— Греция (4% для книг, газет и журналов), общая ставка налога 23%;

— Дания (0% для газет, 0% для новостных журналов и 25% для других журналов и  книг), общая ставка налога 25%;

— Италия (4% для книг, газет и журналов), общая ставка налога 20%.

Сегмент со средним уровнем НДС (от 5 до 10%) представлен такими странами, как:

— Германия (7% для книг, газет и журналов), общая ставка налога 19%;

— Мальта (5% для книг, газет и журналов), общая ставка налога 18%;

— Польша (7% для газет, 7% для журналов, 0% для книг), общая ставка налога 23%;

— Португалия (5% для книг, газет и журналов), общая ставка налога 21%;

— Швеция (6% для книг, газет и журналов), общая ставка налога 25%.

В сегмент с высокой ставкой НДС (от 10% и выше) входят такие страны, как: 

— Россия (10% для книг, газет и журналов), общая ставка налога 18%;

— Румыния (19% для газет,  19% для журналов, 0% для книг), общая ставка налога 19%;

— Словакия (19% для книг, газет и журналов), общая ставка налога 19%.

Сегментация стран по уровню НДС на печатную прессу выявляет характерную закономерность. Практически все страны применяют льготную ставку НДС для печатной продукции, исключение составляют Болгария и Словакия, ставка НДС на прессу в которых равна ставке на другие товары (20% и 19% соответственно). Ряд стран не облагает печатную прессу НДС, в частности, подобная практика применяется в Албании и Англии.

В Швеции для прессы установлен льготный налог на добавленную стоимость — 2,1% (в то время как полная ставка НДС равна 19,6%). Освобождению от налогов подлежит инвестиционная деятельность изданий (печатных и сетевых), публикующих в основном политическую информацию. Также издатели и агентства прессы освобождены от поземельного налога и налога на недвижимое имущество.

Все шведские газеты освобождены от налога на добавленную стоимость, для них снижены и почтовые тарифы. Партийные газеты освобождены от налога на доходы от рекламы (с условием размещения в них государственной рекламы).

В Финляндии все газеты и журналы до 2012 года были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. В настоящее время применяется льготная ставка НДС, равная 9% (при общей ставке НДС 23%).

В Америке применяется сниженная ставка налога с продаж на печатную прессу, в зависимости от штата ее размер колеблется в пределах 3-15%. Сниженная ставка налога с продаж позволяет уменьшить порог доступа населения к средствам массовой информации. По оценкам эксперта рынка Джефри Кована, снижение налогооблагаемой базы на печатные СМИ позволяет последним экономить около 890 млн долларов в год. Анализ налоговой политики 37 штатов показывает, что в 2008 году издателям газет и журналов удалось сэкономить более 800 млн долларов за счет льготной политики налогообложения. Из этой суммы 625 млн долларов налоговых платежей издатели не доплатили за счет сниженной ставки налога с продаж (а в некоторых штатах и сниженной ставки налога на доходы от размещения рекламы), остальные 165 млн долларов издатели сэкономили за счет сниженной ставки налогов на чернила, бумагу, производственное оборудование и распространение. Льготная политика налогообложения применительно к издательскому бизнесу позволяет последним выгодно конкурировать по сравнению с другими видами бизнеса индустрии развлечений.

В Канаде также помимо обширной программы прямых государственных дотаций предусмотрены косвенные меры поддержки рынка печатных СМИ в виде сниженного налога на добавленную стоимость для печатной продукции. В то время как основная ставка НДС установлена на уровне 15%, на периодику, как социально значимый товар, предусмотрена льготная ставка — 13%.

Во Франции с 1991 года установлена фиксированная ставка социального обеспечения для торговцев прессой вразнос и разносчиков прессы. С 1987 года для журналистов введена пониженная ставка взносов в фонд социального обеспечения, а с конца 2002 года они могут воспользоваться правом на вычет до 30% (но не более 7 600 евро ежегодно) из суммы налогов на профессиональную деятельность.

В Испании несколько лет назад участникам рынка удалось добиться снижения ставки НДС для бумажной продукции до минимального значения в 4%. В понятие «бумажная продукция» при этом включаются: книги, газеты и журналы, чьим единственным или основным контентом не является реклама, альбомы, ноты, карты, тетради для рисования и т.д. С введением пониженной ставки НДС, применяющейся к товарам первой необходимости, пресса фактически была приравнена к ним.

Печатные СМИ Норвегии также имеют льготное налогообложение. Они освобождены от налога на добавленную стоимость и налога на доход от розничной продажи. Размер недополученного налога оценивается государственной казной в 700–800 млн крон (100–120 млн долларов США). Журналов это послабление не касается, хотя постоянно ведется дискуссия о необходимости предоставления и им такой льготы. Налог на добавленную стоимость для других товаров и услуг составляет 25%.

Весьма показателен пример использования НДС в Великобритании. НДС в Англии появился 1 апреля 1973 года, тогда существовало лишь две ставки — 10% и 0%. По нулевой ставке облагались: еда, книги, детская одежда и пожертвования на благотворительность. Дальше история развивалась следующим образом: 29 июля 1974 года 10% ставка снизилась до 8%. 18 июня 1979 года, стандартная ставка выросла до 15%. 1 апреля 1991 года стандартная ставка выросла до 17,5%. 1 декабря 2008 года, стандартная ставка упала до 15%. 4 января 2011 года стандартная ставка выросла до 20%. Сегодня НДС — один из важнейших источников поступлений в казну Англии, это третий по объему доход королевства.

В Англии существует три вида НДС, взимаемых с товаров или услуг: стандартный НДС — 20%; уменьшенный НДС — 5%; и нулевой НДС.

К издательским товарам, облагаемым по нулевой ставке НДС, относят: книги, буклеты, брошюры, каталоги, словари, журналы и газеты.

Любопытно, что хотя к печатным СМИ (розница+подписка) применяется нулевой НДС, на цифровую периодику распространяется стандартная ставка. Таким образом, любые новостные приложения, платные доступы к сайту, подписка на онлайн-материалы и т. д. облагаются обычным налогом в 20%. Таким образом, издательская инициатива по предоставлению бесплатной цифровой версии всем подписчикам бумажной экономически оправдана. Издатель тем самым избавляется от уплаты 20% НДС на продажу цифровой подписки. Можно сказать, что в Англии государство опосредованно поддерживает бумажные СМИ в ущерб цифровым.

Преимущества от нулевого НДС легко представить, если мы рассмотрим отчет журнала Future за 2011 год, доходы от распространения которого составили 80 млн фунтов. Если мы предположим, что ставка НДС составит стандартные 20%, то издателю придется уплатить 16 млн фунтов в год, если ставка составит 5%, то издатель потеряет меньше — всего лишь 4 млн фунтов.

В Китае в отношении печатных СМИ также действуют льготные налоговые режимы. Они остаются основным механизмом налоговой оптимизации для социально значимых отраслей. Налог на добавленную стоимость действует в Китае по основной ставке 17%. Экспортная продукция от налога освобождена. Для отдельных отраслей и товаров применяется пониженная ставка обложения — 13%. Это товары народного потребления первой необходимости, сельскохозяйственная продукция, коммунальные услуги. Ставку налога в размере 13% применяют и к печатной продукции (кроме календарей). При этом издательства обязаны платить налоги с иной предпринимательской деятельности (рекламы, аренды помещений, торговли авторским правом, различных видов услуг, страхования, культурных мероприятий и т.п.). Ставка налога составляет от 3% до 5%.

Немалую помощь печатным СМИ оказывает и создание режима благоприятствования для смежных отраслей. Например, в Германии услуги по транспортировке и распространению печатной продукции (кроме почтовой доставки) считаются общественно полезными услугами и вообще освобождаются от уплаты НДС. Такую льготу могут получить только объединения издателей (по территориальному признаку: региональные или местные), создающие собственные дочерние компании по распространению прессы. Причем, эти компании обязаны предоставлять свои услуги по единым тарифам для всех, даже сторонних, издателей. Такая схема обеспечивает дистрибьюторам снижение тарифов, а региональным изданиям — высвобождение дополнительных денежных средств.

В Германии согласно Закону о налоге на добавленную стоимость (Umsatzsteuergesetz) от 26.11.1979, выручка от продаж прессы облагается налогом по пониженной ставке НДС в размере 7%. Для рекламных доходов используется стандартная ставка НДС в размере 19%. Для немецких интернет-СМИ снижение ставки не предусмотрено: все операции облагаются налогом в 19%. Стандартная ставка НДС применяется не только к интернет-изданиям газет. Различие между печатным и онлайн-медиаконтентом в Германии проводится и в случае с журналами и книгами: печатные копии выиграют от снижения ставки, а вот аудиокниги и электронные версии облагаются полным налогом.

В Приложении №2 Закона о налоге на добавленную стоимость (Umsatzsteuergesetz) от 26.11.1979 перечислены все виды продукции, по которым ставка НДС составляет 7%. Среди этого перечня есть ссылка и на печатную периодику: «Газеты, журналы и другие периодические издания, в том числе иллюстрированные и содержащие рекламу (кроме рекламных изданий, газет с объявлениями и прочих изданий, которые содержат в основном рекламу)».

Диаграмма 1

НДС на периодику в различных странах мира, % (а — НДС на прессу, б — базовая ставка НДС).

 

 

 

Владимир Зыков

Источник: PlanetaSMI.RU