Основной тезис тех, кто видит в этих переменах естественные или скорее позитивные процессы, сводятся к тому, что печать, мол, агонизирует во всем мире, и Саратов не станет исключением, даже если захочет. Оптимисты (или пофигисты?) уверены, что на рынке в результате такой «прополки» останутся лучшие, а аудитории закрывшихся изданий послушно перетекут в Интернет или в другие СМИ. Смерть печатных изданий - действительно международный процесс. Однако думать, что читатели Саратова находятся в той же ситуации, что жители Европы или Америки, - по меньшей мере наивно. Деградация содержания прессы из-за перехода в Интернет и связанные с ней перспективы падения общего уровня тех, кто занят в саратовской медиа-индустрии, - слишком очевидные вещи, чтобы их игнорировать.
Принципиальная разница ситуации «у них» и «у нас» всегда упирается в вопросы о том, кто финансирует СМИ и как на ситуацию в целом смотрят остальные ветви власти. В развитых странах мира, где тоже происходит радикальная медиа-революция, власть и общество были и остаются уверенными в том, что СМИ должны быть независимыми. В РФ вообще и в наших краях в частности этой уверенности никогда не было, наверное, ни у кого. При этом множество точек зрения на одну тему или ситуацию в разных саратовских изданиях позволяли читателю иметь более-менее объективное представление о том, что происходит. И, в конечном итоге, выбирать (или формировать) свой вариант «правды» или «истины».
Важно и то, что местная пресса, кроме освещения целей и проектов своих владельцев, позволяла себе свободу писать, как хочется, на те темы, которые хозяевам были не интересны или не принципиальны. В результате Саратовская область, крайне далекая в последние 10 лет по уровню любых видов доходов от нефтегазоюгансков и золотоградов, могла, тем не менее, похвастаться развитым рынком общественно-политических СМИ. Поэтому обсуждение наиболее значимых тем и событий происходило в обстановке реальной информационной конкуренции.
Скучно
С воцарением «стабильности» в регионе пространство общественной дискуссии сжалось за считанные месяцы буквально на глазах. Рынок полон слухов о том, что на грани закрытия целый ряд еженедельных изданий - кроме тех, кто уже ушли в мир иной в декабре.
Если на решения, которые принимаются во власти, теперь вообще невозможно повлиять через публичное обсуждение на страницах и в эфирах, зачем содержать СМИ? Незачем. Это понятно и логично. Но логика не компенсирует потери, которые при этом несет общество.
Ключевая проблема здесь состоит в том, что для обсуждения серьезных тем и на достойном уровне нужны соответствующие СМИ. Да, это банально, и Маршалла Маклюэна давно уже проходят в вузах, если не в школах. Но его утверждение «The Medium is the Massage» работает, хотим мы этого или нет. Средство передачи сообщения - уже само по себе сообщение. Скажи мне, что ты читаешь по утрам (слушаешь по радио, просматриваешь в Интернете и по ТВ), и я скажу, кто ты.
На страницах газет и журналов, где профессиональные журналисты грамотно пишут об экономике, общественных отношениях, социальных процессах и культуре, представителю власти, бизнесмену или уважающему себя эксперту с именем появиться не стыдно. В самых уважаемых изданиях РФ, случается, публикуют колонки и статьи своего авторства первые лица государства и крупнейшие бизнесмены. Не удивительно, что пиарщики прикладывают большие усилия, чтобы их клиенты попадали на такие страницы не за деньги, а «за интерес».
В Саратовской области разделение прессы по содержанию и аудитории на «попсу» и «не-попсу» тоже существовало. Но теперь отсутствие нормальных площадок для серьезных дискуссий (пусть даже с приставкой «псевдо-») становится реальной проблемой. В регионе, где, по сути, всего на одной FM-станции можно поговорить о проблемах более сложных, чем прогноз погоды, где до последнего времени было полтора общественно-политических журнала, по итогам 2012 года еще и резко упало число газет для обсуждения не «попсовых», но важных тем.
Закрытие местных изданий - неплохая новость для федеральных игроков. Меньше народа - больше рекламного кислорода. Рыночная доля местных вкладок в национальные газеты на начало 2013 года с закрытием сразу нескольких газет серьезно выросла. Закроются новые - вырастет еще больше.
В идеале пространством для обсуждения взрослой повестки дня должны служить издания, которые финансируются из бюджета. Им ведь не обязательно заигрывать с широкой публикой. Но глядя на то, что творится в последние дни с «Саратовской областной газетой», надеяться на это пока тоже не приходится.
Пусто
В результате мы имеем сильно «опопсевшее» печатное медиа-пространство. Как, скажите, будет смотреться статья про региональные аспекты лихорадочной пенсионной реформы в РФ или преобразования в системе детских домов, если вся соседняя полоса отдана обсасыванию подробностей новой сауны, прости Господи, Николая Баскова или чего-то похлеще, в этом роде? Подобное соседство и предпочтение «развлекляжа» в редакционной политике способны обесценить любые важные темы и тексты. Где тогда их обсуждать? Уж наверное не в 10-минутных выпусках местных новостей в ТВ-эфире федеральных каналов.
Может быть, члены Общественной палаты или областной думы еще не осознают этой угрозы. Может быть, они даже уверены, что будут смотреться на фоне леденящих душу статей про насильников, педофилов и разного рода фриков как-то по-особому выигрышно. Но на деле их ждет серьезное разочарование. Проблема лишь в том, что понимание придет, как это часто бывает, слишком поздно.
Как можно надеяться, к примеру, на выживание жанра театральной рецензии, если даже написанные человеческим языком и со знанием дела новости на темы культуры - уже редкая находка на саратовских информационных сайтах? Далеко ходить за примером не надо: посмотрите, как освещали последний Собиновский фестиваль все местные сайты, и как - газеты. Разница очевидная.
И дело ведь не только в кадрах. Проблема еще и в том, что саратовские читатели печатной прессы хотят и могут читать статьи на подобные темы, а аудитория Интернета к ним, скорее, равнодушна. И тот, кто в этой связи готовится употребить выражение вроде «Так воспитывайте аудиторию!», пусть попробует сделать это на личном примере. Любопытно будет посмотреть на результаты.
На становление крепкого профессионального журналиста требуются годы. Хорошие репортеры и аналитики - штучный товар, их не завезешь из Средней Азии, как дворников или строителей, потому что одного желания работать и бешеной энергии недостаточно. Когда к издателям и власти придет озарение? Когда с саратовского вокзала уедут в Москву последние профессионалы?
Прибавьте к этому экономический аспект. Производство классического большого репортажа или аналитического текста - дело долгое и недешевое. За время и деньги, потраченные на их подготовку, можно наделать много-много маленьких новостей. И если повезло с событиями, они будут еще и очень «кликабельными». Соблазн публиковать в первую очередь то, что читают, а не то, что нужно обществу для развития, у журналистов был всегда. Формат газет и журналов долгие десятилетия позволял каким-то образом сохранять баланс между тем и этим. Но в Интернете все стало проще и жестче. Зачем оплачивать работу авторов длинных, пусть и интересных, статей, если аудитория читает такие тексты мало и неохотно?
Голодно
Одним словом, мораль проста: простой перенос газет в Интернет не решает задачи сохранения качественного содержания. Потому что по дороге могут случаться (и уже происходили) большие потери. Читатель в Интернете инфантилен, капризен, быстро устает, большие тексты читать не любит, отвлекается и вообще жаждет развлечений.
Кому в Саратовской области будет лучше от того, что обсуждение серьезных тем окончательно уйдет из публичного пространства? Косноязычным марионеткам, которые страшатся сказать слово без одобрения партийного начальства? Бесспорно. А как насчет остальных?
Проводить параллели с обстановкой в Европе и США, где закрываются легендарные газеты и журналы (вроде «Ньюсвика» и т.п.), не корректно по ряду причин.
Во-первых, тиражи в Европе или США серьезной качественной прессы в пересчете на душу населения не снились нашим издателям. Там еще сохраняются резервы для снижений и падений. У нас падать особо некуда.
Во-вторых, молодежь, читающая прессу, для развитых стран - не уникальное явление, поскольку за этот сегмент аудитории издатели бились годами. Эти люди будут читать прессу и в Интернете. В Саратовской же области отыскать молодого человека, который читает газеты, - «днем с огнем».
Проблема для печатных СМИ состоит еще и в том, что переход в Сеть не решает их ключевую бизнес-проблему. Раньше качественное содержание газет и журналов оплачивали два «заказчика» - рекламодатель и читатель. Первый покупал рекламные площади, второй - печатную копию. В Интернете читатель платить вообще не хочет, так как привык к бесплатному содержанию, которого там навалом. В отношениях с рекламодателями тоже есть большая проблема: рекламу на сайтах с исключительно серьезным контентом, у которых небольшая аудитория, они оплачивают с огромным скрипом. Громкие происшествия, скандалы, «желтизна», истории про звезд и шоу-бизнес продаются прекрасно. Серьезные темы - неважно.
Платная подписка - безусловно, вариант. Вопрос только, для кого. Отечественные «Ведомости» уже сделали это. Достаточно легко представить, что ее введет, скажем, сайт русского издания журнала Forbes. Но очень сложно представить, что критическое число людей будет платить за доступ к какому-то саратовскому сайту.
Одним словом, механизм, который обеспечит сохранение качественной прессы в Интернете, все еще не найден. Именно поэтому в Европе, скажем, издатели и журналисты не питают иллюзий насчет окончательного исхода СМИ в Интернет. Если уж они, со своими менеджерами, чей средний уровень не снился саратовским СМИ, с технологиями, опытом, гигантскими тиражами и аудиториями, все еще не смогли найти решение, то почему это должно получиться у нас? Тем более, в Саратовской области, где тираж в 60 тысяч экземпляров у качественного еженедельника «Саратовский Арбат» образца первых лет жизни этого издания и по сей день остается недостижимой планкой для местных (не вкладок!) газет?
Холодно
Надеяться на количественное возрождение печатных СМИ в Саратове не приходится, поскольку для этого попросту нет причин. В ноябре-декабре на рынке ходили слухи о том, что закрывшиеся «Новые времена» вновь начнут выходить в 2013 году, но уже якобы под патронажем известного партийного и общественного активиста Ландо. Состоится ли это действо или нет, покажет время. Наверное, будут всякие публичные реверансы на тему того, что создание новой структуры под старой и слишком много (увы) повидавшей вывеской - это «забота о коллективе», «стремление сохранить для читателя...» и прочее «бла-бла-бла». Но это может убедить только того, кто «сам обманываться рад». Компенсация больших застарелых комплексов для некоторых - слишком серьезная задача, чтобы размениваться на развитие чего бы то ни было.
Да, в этот раз совпало все сразу - и местная «стабильность» с очередным медиа-скандалом прямо накануне Дня печати, и всевозможные, не особо благоприятствующие развитию СМИ, процессы в стране, и всепланетная затяжная смерть печатной прессы на фоне исхода читателей в социальные сети. Трезво глядя на ситуацию, нельзя не признать, что в журналистике Саратовской области крепчает ледниковый период. «Когда весна придет - не знаю. Пройдут дожди, сойдут снега...» Улица саратовской журналистики тем, кто на ней работает, конечно, и в непогоду дорога. Но населенный пункт, в котором она расположена, - скорее депрессивный поселок, чем развивающийся город. Впрочем, другой реальности нам не дано. Так что придется жить и, по возможности, писать в этой.
Федор КАРАМЗИН
Источник: Наша версия