«Потерять магию будет обидно»

Газеты не дают себе катастрофических прогнозов, но готовятся к различным сценариям

Количество зарегистрированных в Иркутской области СМИ постоянно растёт, сейчас их почти тысяча. Львиная доля приходится на печатную периодику. В территориальном управлении Роскомнадзора отмечают позитивную динамику: ещё два-три года назад областной реестр СМИ насчитывал не более 700 наименований. Однако многие издания умирают. Только в прошлом году прекратили существование 90 газет и журналов. «Конкурент» узнал у издателей и главных редакторов иркутской периодики, как они относятся к тезису, согласно которому Интернет скоро поглотит печатные СМИ.

«Ещё лет сто»

«Газеты в том виде, в каком мы их знаем сегодня, конечно, умрут, только не так скоро, как многие предсказывают, – говорит глава холдинга «БайкалТелеИнформ», в состав которого входят «Иркутская торговая газета» и издание «Мои года», Михаил Дронов. – Мой прогноз таков: последние массовые газеты, живущие от печатного тиража, будут закрыты лет через десять – двенадцать. А вот журналы, дающие органолептическую возможность «пошелестеть бумагой» и пролить на них чашку кофе, не умрут ещё с полвека. Но у них не станет экономической зависимости от количества реализуемого тиража. Это будут просто версии онлайновых СМИ, адресованные чудакам и эстетам. И они будут очень-очень красивые и дорогие по себестоимости. Но их существование будет влёгкую покрываться из доходов онлайна». 

Долгосрочный прогноз дала главный редактор «АиФ в Восточной Сибири» Наталья Горбань: «Глубокая провинция далеко не вся интернетизирована. Там газеты ещё лет сто будут читать». Главный редактор «Байкальских вестей» Юрий Пронин излагает два возможных сценария: «Газеты не будут выходить такими тиражами, которые были тридцать, двадцать и даже десять лет назад. По первой, радикальной версии, которую мне неприятно озвучивать, печатная периодика, и в первую очередь газеты, уйдёт в Интернет и станет хобби для узкого круга лиц. Мы все бодримся и верим, что этого не произойдёт. По второму, более умеренному и реалистичному варианту, тиражи будут поменьше, но газеты сохранят присутствие и влияние на медийном рынке, как кино и театр, которые часто приводят в пример. Везде принято озвучивать именно этот вариант, потому что о первом очень не хочется думать».

Тем не менее «первого варианта» боятся не все. Издатель  и главный редактор медиа-группы «Восточно-Сибирская правда» Александр Гимельштейн не считает уход в Интернет неприятным или страшным: «В данном случае речь идёт только о платформах. Интернет – это всего лишь информационная система, распространяющая контент , но не генерирующая его. Я считаю, что форма доставки к читателю – вопрос технологический, не самый главный, и я бы не стал ранжировать СМИ на печатные или он-лайн. Важно понятие традиционной газеты, и если посмотреть статистику посещаемости медийных интернет-ресурсов, то окажется, что как раз традиционные СМИ «забивают» практически всех». Газета – это не лист бумаги, покрытый типографской краской, это качество, бренд и доверие читателя к содержанию.

Надо что-то менять 

В одном эксперты сходятся: большинству изданий не хватает новизны. Многие из них страдают «скучноватостью», считает Наталья Горбань: «Возможно, произойдут полиграфические изменения. Газеты сейчас в основном издаются в чёрно-белом варианте с низким качеством печати. Надеюсь, скоро придут новые технологии печати, и за счёт этих перемен круг читателей останется прежним». За стабильность выступает Михаил Дронов: «В печатных версиях наших изданий никаких перемен не планируется. Газеты останутся еженедельниками прежнего формата и, надеюсь, с прежним тиражом. Причём это актуально только для «Моих годов», живущих в основном пока от контакта с офлайн-аудиторией, ИТГ же в печатной версии — это просто дайджест сайта, для неё тираж не столь важен. Не изменится и тематика, а вот какие-то новые проекты на уровне рубрик, конечно, будут. Надо освежать продукт».

В газете «Байкальские вести», которая прошлой осенью изменила периодичность с двух на один раз в неделю, делают ставку на аналитику. «Мы изучаем читательский спрос, – говорит Юрий Пронин, – и приходим к выводу, что газеты и периодические издания в целом по-прежнему занимают важную нишу в системе СМИ, но тем не менее некоторую переориентацию на электронные версии мы постепенно совершаем. В связи с этим газета «Байкальские вести» будет посвящена аналитическим материалам и немножко меньше внимания будет уделяться оперативной информации, потому что в газетном формате за ней всё равно не угнаться. Это не значит, что её совсем не будет, но акцент всё-таки немножечко смещается». 

Серьёзные изменения ожидают, пожалуй, только издательскую группу «Восточно-Сибирская правда». Три газеты – «Восточно-Сибирская правда», «Конкурент» и «Иркутский репортёр», – раньше выходившие по вторникам, четвергам и субботам, с нового года соединяются под одной обложкой и выпускаются отныне по понедельникам. К 24 полосам прежнего формата Б 70 еженедельно будут добавляться от четырёх до восьми полос специальных проектов. 

«ВСП» не впервые в истории начнёт выходить как еженедельник, и в категории общественно-политических и деловых газет это будет самая большая по объёму и масштабам содержания газета от Урала до Дальнего Востока, – анонсировал Александр Гимельштейн. – Мотивов несколько, среди них нет экономии: по нашим прикидкам, мы даже чуть больше будем тратить на производство из-за увеличения числа полос. Однако не первый год раздражает, что мы не в состоянии обеспечивать территорию Иркутской области газетами своевременно, являясь заложниками монополистов. Газета и так приходила в лучшем случае пачкой за неделю даже в недалёкие от Иркутска территории. С этой точки зрения еженедельник будет психологически более защищён».   

Газета для эстета

Одной из проблем, которые стоят перед современными печатными СМИ, эксперты называют сложности с доставкой газеты потребителю. «Многие читатели, когда газета задерживается на два-три дня, остаются недовольны, звонят и возмущаются. Мы ведь все на 90% завязаны на «Почте России», и всё зависит от её работы. Как будет развиваться служба логистики, неизвестно. Пока у них никаких прорывных идей нет, и сомневаюсь, появятся ли они», – считает Наталья Горбань. 

Однако, уверен Михаил Дронов, проблемы с логистикой и уход СМИ в Интернет – параллельные явления: «Сложности будут в первую очередь с распространением, скажется крах «Почты России», особенно в глубинке с её тьмутараканьской логистикой. Но уход в Сеть тут ни при чём. В Сеть уходит аудитория, и уже вслед за ней — СМИ. Так что никакого «убийства газет Интернетом» не происходит. СМИ постепенно меняют формат, носитель. И на каком-то этапе ранее подчинённая роль их сайтов сменится ролью ведущей, доминирующей». По мнению Юрия Пронина, этот процесс уже начался: «По нашему наблюдению, рынок рекламы в силу своей традиционности имеет тенденцию к постепенному и медленному смещению в электронный сегмент».

Несмотря на то что многие издатели с неохотой говорят о возможном уходе печатных СМИ в Интернет, некоторые из них, например глава «БайкалТелеИнформа», не разделяют этих опасений: «Не вижу преимуществ печатной продукции с точки зрения издательского бизнеса. Разве только то, что каждый номер – это отдельный продукт, который можно локализовать в сознании читателя, редакции, своём собственном. Можно поогорчаться слабости номера или порадоваться его крутизне. Сайт же, портал – это перманентный круглосуточный процесс, там никакой целостности не ухватишь руками. Но всё это – вопросы психологии, которая постепенно изменится. Главное же преимущество бумажного носителя – органолептика. Шорох бумаги, запах типографской краски, возможность пролить чашку кофе и огорчиться. Потерять эту магию будет обидно, но не смертельно».

Не слишком переживает о печатных версиях и Александр Гимельштейн: «Надеюсь, ещё при моём редакторстве мы уйдём от печати окончательно, что избавит меня от расходов на бумагу и полиграфистов и позволит больше вкладываться в контент. В тот день, когда я пойму, что в состоянии сохранить рекламные доходы, которые обеспечивают жизнедеятельность редакции без печатной версии, я сразу откажусь от неё и ни одной слезы не уроню на бумажный лист».

Ангелина САЛОМАТОВА

 

Источник: Восточно-Сибирская правда