Будущее газет и журналов России на период до 2020 года

Разноголосица о судьбе печатных СМИ часто базируется на теоретических изысканиях авторов, но у печатных СМИ есть, кроме всего прочего, базисные параметры. Это полиграфия, бумага, система распространения. Когда мы говорим о закрытии некоторых газет и журналов и сочиняем надгробные тексты, часто не учитываем очень важный факт о серьёзном перепроизводстве в печатных СМИ в России.

В стране зарегистрировано около 70000 печатных СМИ. Треть из них регулярно присутствует на рынке продаж. Но это много для России. В современной Германии имеется всего 6000 газет и журналов, во Вьетнаме – 100 газет.

В России обилие печатных СМИ создаёт феномен печатного мусора, загрязняющего каналы продаж прессы. У нас печатные СМИ учреждаются и издаются часто из соображений политических, амбициозных, корпоративных. Эти издания, строго говоря, не являются предметом спроса на рынке. Они являются продуктом волеизъявления богатых или состоятельных людей, крупных компаний. Добавлю к сказанному, что еженедельно Роскомнадзор регистрирует около 100 новых СМИ, в том числе пару десятков печатных.

Стремительное уничтожение киосковых сетей прессы в России со средней скоростью 10 киосков в день угрожает газетам, журналам и книгам значительно больше, чем цифровая революция. С уничтожением каналов распространения печатного слова оно может не выйти за ворота типографии.

Кстати по итогам 2012 года в Великобритании и во Франции отмечен рост продаж печатных СМИ, то есть увеличение спроса населения на печатку. А в США, по данным Ассоциации журнальных медиа, аудитория журнальных изданий увеличилась за год на 135 млн. человек.

Россия должна очиститься от перепроизводства газет и журналов. Это факт. Рынок ожидает появление новых издательских продуктов высокого спроса. И таковые неизбежно появятся в условиях соблюдения принципов конвергенции и мультимедийности в продвижении издательского контента.

Будущее у системы распространения прессы есть и неплохое. Об этом говорится в опубликованном проекте «Концепции развития розничного распространения периодической печати в России до 2020 года» (источник – сайт АРПП). В этом документе содержатся новаторские принципы развития рынка печатных СМИ России. Аналогов подобным взглядам на будущее газет и журналов нет. Не вдаваясь в детали, замечу только, что традиционные киоски прессы по замыслу авторов концепции должны превратиться в мультимедийные объекты для всестороннего информационного обслуживания населения, обеспечивая симбиоз «печатки» и «цифры». Добавлю к этому, что концепция рассматривает систему распространения прессы как важный элемент информационной безопасности страны, призванный сыграть особую роль на случай возможной кибервойны или кибератаки на Россию. Подобного, надо надеяться, не случится, но сеть мультимедийных объектов может сыграть важную роль в просвещении населения, особенно молодёжи, и в развитии культуры.

Словом, взгляд на 2020 год здесь оптимистичный, но при одном важном условии – если государство поддержит развитие медиаотрасли и не будет создавать искусственных рогаток для СМИ и каналов их распространения.

   

 Источник: Блог Александра Оськина