У Google может появиться конкурент в реальном мире

Международная социальная сеть Foursquare проанализировала деятельность своих пользователей за последние три месяца и строит планы по завоеванию мира. Вместо развлекательного приложения для смартфонов она хочет стать рекомендательной системой, сравнимой по влиятельности с поисковым рейтингом корпорации Google

 Foursquare была основана в 2009 году интернет-предпринимателями Деннисом Кроули (Dennis Crowley) и Навином Сельвадураем (Naveen Selvadurai). Это приложение возникло благодаря тому, что все больше и больше сотовых телефонов начали оснащаться модулями геопозиционирования GPS, а затем и "Глонасс". С помощью подключенного к сети смартфона или компьютера пользователь может "отметиться" и сделать "чекин" (калька с английского check-in), рассказав друзьям о том, что он зашел в какое-то определенное кафе, ресторан,  аэропорт или просто на работу.

Человек, который часто посещает какое-то любимое место или исследует свой город, путешествует - получает виртуальные награды: "бейджи" и очки. При этом он может добавлять других пользователей в друзья и соревноваться с ними по активности, если те, конечно, хотят, чтобы другие люди видели их перемещения. Кроме того, завсегдатаи какого-то места могут оставлять рекомендации для других гостей. Например, советовать какое-то вкусное блюдо в ресторане или подсказывать пароль на закрытую сеть wi-fi. Наконец, в 2012 году появилась возможность оценивать посещенное место.

На первый взгляд, Foursquare – типичная полуигровое приложение, ярмарка тщеславия и развлечение для богемной молодежи, которая просиживает дни напролет в кафе, однако создатели социальной сети решили, что оно может стать чем-то большим. В конце концов, глупо не извлечь прибыли из пользовательской базы, которая уже перевалила за 30 миллионов человек.

Foursquare уже стала важным подспорьем для бизнеса, позволяя магазинам и ресторанам предлагать скидки своим постоянным клиентам. Например, сеть кофеен "Кофе Хаус" в России в январе 2013 года своим завсегдатаям или так называемым мэрам бесплатно наливает кружку дабл-американо. А ресторан на крыше московской гостиницы "Украина" периодически устраивает акции, выдавая бесплатный десерт всем зачекинившимся посетителям.

Проанализировав более 500 миллионов "чекинов", сделанных пользователями с октября 2012 года, Foursquare нанес их на карту. Результат поразительным образом оказался похож на вид земного шара ночью из космоса: Москва напоминает звезду с длинными лучами вдоль основных дорог, а территория России с яркими точками городов похожа на огромные тенета. Огромными световыми пятнами кажутся окрестности мегаполисов: Токио и Сеула. А вот Северная Корея, где немногочисленные иностранные туристы могут получить доступ в интернет только в Пхеньяне, и экваториальная Африка погружены во тьму.

Эта карта имеет и практическое значение: Foursquare автоматически сличает выбор и оценки пользователей, что дает возможность выявить закономерности в образе жизни и предпочтениях разных людей. Согласно опубликованному 17 января 2013 года пресс-релизу, Foursquare планирует стать в полноценным рекомендательным сервисом. Популярный и хорошо оцененный пользователями ресторан русской кухни в Нью-Йорке обязательно покажут в подсказке "куда бы пойти вечером" для человека, который уже ужинал в похожих ресторанах. А туриста, который не пропускает ни одну художественную галерею в посещенных городах, Foursquare доведет до музея даже в небольшом городке, где путник оказался проездом. Через Foursquare в ближайшем будущем пользователь сможет получать анонсы, например, о новых выставках или обновленном меню в ресторане.

В Foursquare догадались, что постоянно собирая и обрабатывая "чекины", можно получить совершенную систему для рекомендаций, которая будет поддерживаться в актуальном состоянии самими пользователями. В итоге на вопрос "где поесть" Foursquare укажет на ближайший ресторан или кафе, где меньше всего отрицательных отзывов, и который плотнее всего работает с аудиторией Foursquare. По словам разработчиков социальной сети, они хотят, чтобы она стала для реального мира аналогом "pagerank", математической системы ранжирования страниц в поисковых системах Google или "Яндекс", с помощью которой пользователям в ответ на их поисковые запросы выдаются на первом месте наиболее релевантные ответы.

Впрочем, конкуренты не хотят отдавать Foursquare монополию на подобный сервис. Подобные рейтинги составляет Google для своего картографического сервиса Google Maps, у "Яндекса" в "Яндекс картах" тоже можно ставить отметки и рейтинг. Существует и отечественный аналог-близнец Foursquare – AlterGeo, который также позволяет отмечаться в посещенных местах, и совсем не факт, что Foursquare сможет его задавить своим весом. Российские предприниматели на примере "Яндекса" уже доказали, что могут выдерживать многолетнюю борьбу с мировым монополистом в своей области и даже расширять сферу влияния за границу.

Сейчас подобные социальные сети существуют, в основном, за счет инвестиционного капитала, иногда собирая достаточно символическую плату только с предпринимателей, желающих продвигать свой бизнес (у Foursquare это стоит 10 долларов, а AlterGeo бесплатен). Но то приложение, которое сможет быстрее всех привлечь наиболее число активных пользователей, способно стать влиятельнее всех ресторанных гидов, городских путеводителей и театральных критиков.

Антон Уриновский

 

Источник: Голос России