Установить единые для всех 18 районов города критерии отбора участников на издание и распространение районных СМИ. Допускать одно юридическое лицо на соискание субсидий не более чем в трех районах. Исключить из технического задания незаконное требование администраций предоставлять адресную программу распространения до проведения конкурса. Дополнить состав Экспертного совета представителями депутатского корпуса – делегатами от комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Требования, озвученные издателями районной прессы 17 января в стенах Мариинского дворца, за прошедшие полгода остались неизменными. Впервые они были сформулированы комиссией по районным, муниципальным и корпоративным СМИ при петербургском Союзе журналистов и того раньше – в апреле 2012 года.
Революцией можно считать тот факт, что впервые в обсуждении проблем рынка районной прессы приняли участие представители комитета по печати и взаимодействия со СМИ. О причинах такого шага можно спорить: то ли формат обсуждения сыграл роль (встреча была организована постоянной комиссией Законодательного собрания по образованию, культуре и науке), то ли ведомство действительно жаждет реформ.
Факт остается фактом: на совещании руководства комиссии по культуре в лице ее председателя Максима Резника и его заместителя Марины Шишкиной присутствовал заместитель председателя комитета по печати Сергей Серезлеев.
Мероприятие прошло в формате трехстороннего совещания. Помимо представителей депутатского корпуса и комитета, в нем участвовал петербургский Союз журналистов. Профессиональное объединение было представлено заместителем председателя Союза Андреем Ершовым, руководителем комиссии по районным СМИ Валентином Сидориным и непосредственно игроками рынка - издателями газет "Кронштадтский вестник", "Приморский вариант", "Окно", "Московская застава", "Фрунзенский район" и "Новости от СВ".
Привыкание к цензуре
Предоставив свои "программы реформ" в отношении конкурсов районных СМИ, игроки рынка выказали опасение изменившейся ролью районных пресс-служб в деле издания локальной прессы. Если до 2011 года "связисты с общественностью" ограничивались лишь предоставлением информации о жизни района, то после того как в позапрошлом году был произведен передел рынка между ОАО "Петроцентр" и ИД "Курьер-Медиа", руководство пресс-служб взяло на себя роль практически единолично формировать контент для выпускаемых за бюджетный счет газет. Случилось это, очевидно, из-за того, что, борясь за удешевление контента, редакции "Петроцентр" и ИД "Курьер-Медиа" активно публиковали материалы пресс-служб, практически не занимаясь созданием эксклюзивных материалов.
В 2012 году монополия была нарушена - изданием 18 районных газет занимались 12 издателей. Однако независимые игроки рынка столкнулись с тем, что пресс-службы привыкли управлять редакционным процессом: они требуют согласования журналистских материалов и пытаются формировать перечень освещаемых районным изданием тем.
Без торгов
В дополнение к озвученным требованиям издатели подчеркнули, что настаивают на сохранении традиционной формы распределения бюджетных средств, то есть субсидий. Возвращения к практике проведения электронных торгов издатели опасаются по нескольким причинам. Первая - сам факт, что решающий фактор при принятии решения о победителе станет цена контракта, а не качество продукта. Вторая – печальная практика 2009 года, когда в торгах приняли участие сторонние структуры (охранное предприятие и благотворительный фонд), опустившие суммы по всем 18 лотам на 40-50%.
И, наконец, третья – если в торгах будут участвовать аффилированные с районными администрациями структуры, такие участники с легкостью пойдут на понижение цены контракта и станут победителями, потому что понесенные издержки с легкостью можно компенсировать качеством выпускаемой продукции и банальным занижением тиража, на что заказчик закроет глаза. А вот если победителем окажется независимая структура, поблажек от районных администраций не будет – редакция будут работать себе в убыток.
Некорректные условия
Прозвучавшая критика не осталась без реакции. Слово взял комитет по печати. Заместитель председателя Сергей Серезлеев сообщил: в 2013 году состав экспертных советов, которые принимают решение о выделении субсидий районным СМИ, будет расширен. Он напомнил, что в 2012 году в советы вошли представители от Союза журналистов. Комитет готов продолжать эту работу. Серезлеев согласился с предложением Марины Шишкиной включить в советы делегатов от комиссии по культуре петербургского парламента.
Зампред комитета также согласился принять во внимание рекомендации участников встречи в части совершенствования технического задания. Необходимо установить уровень, которому смогут соответствовать все издатели, отметил он. Из слов Серезлеева следовало, что техзадание будет усредненным для районных администраций.
Еще одно важное обещание, озвученное комитетом – включить представителей комиссии районных и муниципальных СМИ при Союзе журналистов в состав рабочей группы на базе комитета по печати по усовершенствованию конкурсной процедуры в 2013 году.
Говоря о качестве районных СМИ, Серезлеев отметил, что важно выработать объективные критерии и порядок оценки поступивших на конкурс заявок. Сотрудник комитета поддержал идею издателей учитывать при принятии решения о победителе опыт работы "районок" на рынке, чтобы исполнителями госконтрактов не становились созданные под конкурс проекты.
Шагом вперед участники встречи сочли и реплику Серезлеева по поводу предварительного согласования адресной программы распространения. "Это не совсем корректно, - отметил чиновник. – Участников загоняют в угол".
Довольно позитивно Серезлеев отнесся и к предложению "районщиков" не устанавливать запрет на размещение рекламы в СМИ, имеющим бюджетную поддержку. По словам издателей, такое требование фигурирует в техзадании многих районных администраций. Зампред прокомментировал: это требование также некорректно со стороны районных администраций, ведь норма по размещению рекламы установлена федеральным законодательством (Согласно ст. 16 ФЗ "О рекламе", объем рекламы в изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должен составлять не более чем 40% объема одного номера периодических печатных изданий. - Прим. Лениздат.Ру).
Но самым неожиданным оказалось заявление Серезлеева относительно цензуры со стороны руководителей пресс-служб районных администраций. В ходе заседания издатели в один голос заявили: главы районных администраций вычитывают номера газет перед выходом в свет. Такая практика распространена практически повсеместно и даже прописана в конкурсной документации под формулировкой "предоставление макета на вычитку". Что характерно, по итогам ознакомления с макетом из номера исчезают журналистские материалы политической направленности.
Сергей Серезлеев заявил, что о таких порядках районных пресс-служб слышит впервые и считает подобные действия чиновников недопустимыми. Контент газеты – это дело редакции, заявил он.
Что касается старта подготовки конкурсной документации, то Серезлеев подчеркнул: районные администрации объявят конкурс лишь после того, как будет подписано постановление правительства о порядке предоставления субсидий. Со своей стороны депутат Марина Шишкина сообщила, что постарается ускорить процесс, в ближайшее время направив обращение в комитет по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления.
По итогам заседания комиссии было решено, что районные издатели в ближайшее время подготовят свои предложения по изменению конкурсной документации и озвучат их 23 января в ходе заседания секретариата петербургского Союза журналистов.
Алиса Кустикова
Источник: Lenizdat.ru