С документом можно ознакомиться как на сайте АРПП, так и в блоге ассоциации на нашем портале. О целях и задачах, которые стояли перед разработчиками документа, мы поговорили с вице-президентом АРПП по модернизации распространения СМИ, генеральным директором ЗАО «АРИА-АиФ» Германом Бариновым.
— Герман Викторович, с чем связана идея АРПП о разработке концепции?
— Появление концепции обусловлено этапностью развития рынка распространения прессы. Рыночная ситуация привела к тому, что пресса перестала быть надежным источником извлечения прибыли в системе ее распространения. Это означает, что в случае если распространитель будет в своем бизнесе опираться только на продажи прессы, судьба его печальна. Доказательств тому масса, даже в Москве, где уровень потребления, в том числе и прессы, значительно выше, чем в целом по стране, а острота проблем та же.
Само появление концепции — знак того, что сегодня распространитель самостоятельно, в одиночку не может решить проблемы своего бизнеса. Проблема, по сути, в экономической модели по которой в большинстве случаев строились бизнесы компаний-распространителей, в «золотую» эпоху 2005-2010 гг. В эпоху, когда казалось, что бумажная пресса не имеет альтернатив, а партворки никогда не закончатся.
— А если предметно говорить, то каким конкретно фактам и трендам на российском рынке распространения концепция обязана своим появлением?
— Основные факторы:
— снижение тиражей классической прессы, основной товарной группы;
— падение доходности от продаж партворков, покупательская усталость;
— системный тренд роста расходов на дистрибуцию (продавцы, логистика);
— малый формат торговых точек, не приспособленный к продажам других видов товарных групп, плюс — ограничения по ассортиментному перечню;
— технологическая отсталость;
— «серость» бизнеса ряда участников рынка.
Кроме того, есть «системный кризис в умах». Менеджмент отрасли, за несколько «предкризисных» лет так и не смог предложить участникам рынка ни одной «прорывной модели», способной диверсифицировать бизнес, изменить его, дав новые экономические механизмы, придать ему новый импульс развития.
Печально, что сообщество издателей находится как бы в стороне. Господствует принцип «барахтайтесь сами». Такой подход может привести к свертыванию всей системы распространения, что «бумерангом» тут же отразится на бизнесе издателей. Перед издателем все отчетливее становится вопрос удержания наработанной годами читательской аудитории (в создание которой вложены огромные деньги), и как следствие — денег рекламодателей. А сделать это при сокращении точек распространения и неясных перспективах интернет-проектов становится все труднее.
— Перечисленные вами выше проблемы и призвана решить концепция?
— В существующей редакции концепция пока не является «спасательным кругом», но это первый шаг, база, основа, для того, чтобы начать диалог с издателями и государством об оздоровлении отрасли. Концепция содержит несколько основных посылов.
Первое: распространение прессы в розницу — задача социальной важности, и государство может на уровне дотаций (как это происходит с «Почтой России») взять на себя часть затрат по распространению, оплачивая, например, транспортировку тиражей.
Второе: распространение прессы является социальным обязательством распространителя, и в этой связи ему должны быть предоставлены льготы по налогообложению и возможность на эксклюзивных началах торговать отдельными группами товаров, например сигаретами. Более того, нужно реализовать принцип, когда распространитель может торговать всем, что не запрещено законом при условии, что он берет на себя обязательство по распространению прессы.
Третье — необходимо перейти к модели, при которой издатель может устанавливать свои цены на выпускаемую продукцию, принимая на себя часть финансовой ответственности за бизнес распространителя. Вид и формы того сотрудничества надо обсуждать.
И четвертое — власть, должна продекларировать свое обязательство поддерживать систему продаж прессы, а не «гробить» ее никому не нужными чистками, сносами и заменами….
— Если государственная политика в сфере распространения прессы будет реализовываться в соответствии с прописанными в концепции направлениями, к каким количественным и качественным показателям к 2020 году должен будет приблизиться рынок?
— Прогнозы, дело, как принято говорить, неблагодарное, а тем более до 2020 года. Тектонические изменения в информационном пространстве, которые пока лишь начинаются, изменят не только систему распространения, но и привычную нам модель потребления информации, товаров и услуг.
Задача менеджмента отрасли — понять в каком направлении будет развиваться рынок, уловить все сигналы, тренды, технологии и инновации.
Система распространения образца 2020-го будет похожа на систему распространения 2010 года не больше, чем iPhone5 на Nokia 3310. Вроде бы оба телефоны, но какие отличия! В этом-то и состоит ценность момента.
Мы сегодня формируем то, что будет называться системой распространения завтра. Концепция — это площадка для диалога о будущем, и в этом ее основное предназначение.
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU