Алексей Митрофанов: Продажа табака — бизнес, позволяющий киоскам прессы держаться на плаву

Вчера в Москве, в Центральном Доме журналиста, состоялась пресс-конференция, посвященная «антитабачному» законопроекту, приятие которого угрожает, в том числе, и дальнейшему существованию системы розничного распространения прессы. 

О таящейся для рынка печати в законопроекте опасности, пришедшим на конференцию журналистам рассказали председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы РФ Алексей Митрофанов, председатель Союза журналистов России (СЖР) Всеволод Богданов, секретарь этого союза Александр Копейка и председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин. 

Суть проблемы была обозначена следующим образом. Обсуждаемый в настоящее время Государственной думой РФ законопроект «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», после внесенных на первом его чтении поправок, разрешает торговлю табачной продукцией не только в крупной сетевой рознице, но и в небольших магазинчиках и павильонах. Главное условие — торговля должна вестись не «через окошко». Потенциальный покупатель должен входить в торговое помещение через дверь. По задумке законотворцев, такая мера позволит продавцу точнее определять возраст курильщика при принятии решения о продаже ему табака.

Но, несмотря на данное послабление, газетным киоскам, в ассортимент которых табак входил исторически (вспомним привычное «утро, кофе, сигаретка»), это не поможет. На переоборудование киоска (для чего требуется согласование более 30 государственных инстанций и около 800 тыс. руб.) у продавцов печатного слова нет ни времени, ни средств.

Таким образом, не имея финансовой возможности на падающем газетном рынке изменить архитектуру торговых объектов, киоски печати автоматически, в случае принятия закона, лишаются одного из самых трафикообразующих товаров в своем ассортименте. По словам Александра Оськина, не смотря на невысокую доходную ценность (порядка 10% от общего объема), привлекаемый табаком в киоски прессы трафик позволял поддерживать уровень продаж газет и журналов. По прогнозам АРПП, в случае выведение сигарет из ассортимента, объемы реализованной печатной продукции упадут на 20-30%.

«Продажи табака — один из бизнесов, позволяющих киоскам прессы держаться на плаву. Если в них будет запрещен табак, падение системы продаж печатных изданий пойдет гораздо быстрее», — указал Алексей Митрофанов, признавшись, что хоть сам и не является заядлым курильщиком, однако же выступает против жестких запретительных мер.

«Я сторонник системы просвещения, и считаю, что снижения количества курильщиков надо добиваться путем соответствующей пропаганды. Закон карательный, рассчитанный на ограничение. Из него совершенно не вытекает, что люди станут меньше курить. Надо прямо сказать — закон нацелен на то, чтобы упорядочить торговлю, убрать мелкие киоски и отдать все в сетевую розницу. Скажите честно — мы поймем! Бизнес есть бизнес! Зачем же при этом оперировать к борьбе за здоровье?!», — возмутился Митрофанов.

Согласно представленным на конференции данным, на кону ни много ни мало, а 2,7 трлн. руб. Именно за эти деньги и ведется сегодня борьба за табак крупного ритейла с мелкой розницей.

«Система киосковых продаж, созданная за годы, основана на привычке населения. Идущий на работу человек уже привык покупать сигареты и свежую газету в одном и том же месте. Если киоски потеряют эту тему, им нужно будет вводить новую ассортиментную группу для поддержания рентабельности. А значит — вырабатывать новые привычки у населения, на что потребуются годы. За эти годы вся система посыплется, киоски закроются. Закроются на радость кому-то!», — многозначительно отметил Митрофанов.

И тут же уточнил кому: «Сетевые магазины увеличат продажи табачных изделий. Все просто. Весь этот закон, все, что в нем прописано, это все не то… Ограничение продаж в мелкой рознице — вот она, сердцевина закона. Закон об этом! Он не о борьбе с курением! Если бы в нем написали, что количество социальных роликов, посвященных борьбе с курением на главных федеральных каналах должно быть не менее 10% от всего рекламного объема — вот это была бы операция! А так… Это все только на радость сетевой торговле и табачным компаниям, которые теперь смогут оптимизировать логистику. Так что старое можно легко потерять, а вот новое не так просто построить», — философски в заключении своей речи отметил Алексей Митрофанов.

Тему подхватил Александр Оськин, который обозначил чудовищную цифру: по данным АРПП сегодня в стране ежедневно «умирает» около 10 киосков прессы. Причины их гибели различны: он произвола местных чиновников, до экономических, что встречается гораздо чаще. По его словам, средний уровень рентабельности киосков прессы составляет смешные 1-2%. Именно поэтому табак для них является жизненно важным товаром, способным поддержать всю систему реализации печати. «Которая, к слову сказать, ежегодно продает около 1 млрд экземпляров газет, журналов и книг по всей России!», — привел председатель правления АРПП еще одну цифру.

«И не правда…», — эмоционально продолжал Оськин, — «…что Интернет заполонил все информационное пространство страны. 60% россиян вообще не имеют доступа к нему. Для российской глубинки точка продаж прессы порой является единственным объектом культуры».

В АРПП твердо уверены — если правительство заколотит двери газетных киосков для табака, это будет означать смерть всей системы распространения печати.

«Киоск прессы — один из важнейших элементов информационной безопасности страны», — уверен Оськин. — «Вот нас Рогозин пугает кибервойной… Если Интернет рухнет, то именно киоски прессы станут важнейшим подспорьем для государства в информационной работе! Поэтому как важно не просто сохранить систему продаж прессы, но и создать все условия для ее дальнейшего развития».

По словам председателя правления АРПП, газетные киоски со своей стороны готовы пойти на уступки. В случае, если продажи сигарет в них будет решено сохранить, табачные изделия не будут находиться в прямой выкладке на витринах. Потенциальным покупателям будет доступен лишь напечатанный ассортиментный перечень, с указанием названия сигарет и цены на них.

Евгения Трушина

 

Источник: PlanetaSMI.RU