В Украине ситуация схожая. По информации Украинской ассоциации издателей периодической прессы (УАИПП), печатная пресса в Украине дорожала по-разному и одна копия, в среднем, за 2012 год выросла в цене на 5-10%.
Интересны и реальные цифры списания тиражей, о которых издатели говорить не любят. По мировым стандартам, нормой является остаток в 14-15% тиража.
«В среднем в Украине розничные сети возвращают издателям 25-35% тиража, который был поставлен на реализацию, но так и не был продан. Эта цифра сильнее всего меняется от издания к изданию. Но и, конечно, зависит от эффективности работы самой розничной сети», - прокомментировал «Свободной прессе» генеральный директор УАИПП Алексей Погорелов.
«Считается, что если уровень возврата составляет меньше, чем 30%, то происходит недопродажа - в каких-то точках спрос на издание есть, но самого издания нет», - добавил эксперт.
На рынке печатной прессы наметилась очевидная тенденция: издатели начинают переходить от рекламоцентричной модели своего бизнеса к продажецентричной. То есть в ближайшей перспективе все больше будет делаться упор на доходность от продаж изданий по подписке и в розницу.
По данным Экспертного совета УАИПП, в 2012 году рост объемов рекламы в прессе составил 8,6%, и общее количество денег, потраченных на рекламу в прессе, достигло 2646,8 млн грн. При этом рост объемов рекламы в газетах составил 9,6%, а в журналах - 5,7%. Однако цифры были бы намного менее радостными, если бы в прошлом году в Украине не проходили парламентские выборы.
Рекламодатели все больше обращают внимания на другие медиаканалы, в частности на интернет. Но у прессы, по мнению Алексея Погорелова, есть все шансы побороться за рекламные бюджеты, поскольку она имеет колоссальное конкурентное преимущество перед другими медиа. «Для рекламодателя важными являются такие вопросы, как доверие аудитории к носителю, точность и полнота охвата носителем определенной аудитории и цена контакта. Если брать по совокупности, то именно пресса обеспечивает наиболее эффективные контакты», - уверен гендиректор УАИПП.
В ближайшее время количественно число продаваемых экземпляров газет и журналов будет постепенно падать, как это происходит во всем мире. Будет продолжать расти число тех, кто ищет информацию в интернете, равно как и увеличиваться время, проведенное в сети. Однако необходимо четко понимать, что пользователи дольше задерживаются в сети, в основном в связи с увеличением количества сервисов, поэтому большая часть времени уходит на скачивание музыки и фильмов, переписку по электронной почте, общение в социальных сетях. И чтобы издатели получили как можно большую аудиторию для своих информационных веб-ресурсов, они должны быть гиперактивными в интернете: постоянно искать и находить современные способы вовлечения аудитории в интерактивное взаимодействие.
Алексей Погорелов прогнозирует, что в 2013 усилится важность профессиональной работы журналистов и редакторов - всех, кто обеспечивает качество контента в издании, а также его внешний вид и специальные возможности для читателя. «Именно это будет определяющим фактором при перераспределении внимания и денег читателей. Конкуренция за время читателя усиливается, и он не будет тратить время на ненужную или непроверенную информацию. Читатели все больше будут доверять определенным брендам, и в издательском бизнесе это будет играть определяющую роль», - уверен эксперт.
Артем Савушкин
Источник: Свободная пресса