«Почта России» ожидала, что объем работы в праздники увеличится вдвое по сравнению с прошлым годом. В итоге ей пришлось иметь дело с тремя миллионами заказных писем и несколькими миллионами обычных. По словам ее генерального директора Александра Киселева, «этот Новый год может оказаться последним без провала и коллапса».
Так как Россия использует юлианский календарь, Рождество она празднует 7 января, а 25 декабря в ней – обычный рабочий день. Подарки россияне обычно дарят на Новый год.
Киселев предупреждает, что если объемы работы продолжат расти, «Почта России» в следующем году с ними не совладает. Почтовая служба – один из немногих советских институтов, которые продолжают играть ключевую роль в жизни обширной страны, протянувшейся на девять часовых поясов. У компании есть 42 тысячи отделений по всей Российской Федерации - примерно вдвое больше, чем у гигантского Сбербанка.
В августе 2011года «Почта России» представила Министерству связи и массовых коммуникаций, разрабатывавшему с помощью консалтинговой фирмы Boston Consulting Group план на 2012-2016 годы, свои предложения по модернизации.
В Думу уже внесен законопроект об отмене запрета на продажу акций компании, а также о создании двух типов почтовых компаний: универсальной почтовой службы и курьерских служб, аналогичных американской UPS и германской DHL.
По оценке Киселева, всего для модернизации почте необходимо 220 миллиардов рублей. В августе он предложил, чтобы правительство на первом этапе внесло 75,4 миллиарда. Еще 37,6 миллиарда предполагается взять из собственных ресурсов компании.
Правительство в принципе согласилось выделить столько же средств, сколько выделит компания, однако Киселев утверждает, что одобренный правительством в 2011 году 10-летний план по переходу к информационному обществу не предусматривает инвестиций в почту. Похоже, что в период экономии почтовой службе предлагается выживать собственными силами.
«Самая дорогая часть плана – это строительство сети автоматизированных сортировочных центров. Сейчас их в стране только два, еще один строится, еще два в проекте. А нужно, чтобы их было не меньше 36», - говорит Киселев.
В советские времена в России было 150 таких центров, но после 1991 года они исчезли, и до 2009 года вся почта в России сортировалась вручную. После этого были созданы два автоматизированных сортировочных центра – в Москве и в Санкт-Петербурге. Они обрабатывают примерно треть российской почты, однако, по словам Киселева, планируется автоматически обрабатывать 90-95%.
Инвестиции крайне необходимы. Американская почта использует 260 тысяч почтовых фургонов, у «Почты России» их всего 18 тысяч. «Расстояния, которые нам приходится преодолевать, втрое больше, чем в Америке. Нам нужно полностью обновить наш парк, приобретя по меньшей мере еще 30 тысяч автомобилей», - подчеркивает Киселев.
«Почта России» каждый год модернизирует до 800 отделений, однако компании, на которую работают миллионы человек, не хватает ресурсов.
Тем не менее, она продолжает быть прибыльной. 45% выручки обеспечивают ей почтовые услуги, 38% - финансовые, остальные деньги поступают от продажи товаров и услуг.
Она также решила обратиться за капиталом на внутренний рынок кредитования. В конце прошлого года агентство Fitch присвоило «Почте России» рейтинг BBB,свидетельствующий о «достаточном уровне кредитоспособности». Это делает ее одной из четырех российских компаний с наиболее высоким рейтингом – наравне с газовым монстром «Газпромом», РЖД и принадлежащей государству нефтяной компанией «Роснефть».
Fitch ожидает, что компания к 2014 году увеличит свою задолженность до 24,5 миллиарда рублей. В таком случае, по мнению агентства, в 2012-2014 годах она по-прежнему сохранит «очень консервативное – меньше, чем двукратное, - соотношение чистой задолженности и Ebidta». Большая часть задолженности компании долгосрочная, без рисков рефинансирования до 2014 года, в котором исходные держатели облигаций могут использовать пут-опцион по выпущенным в мае 2011 года дебютным облигациям на сумму 7 миллиардов рублей.
«Предполагалось, что модернизация большей частью пройдет в 2012-2016 годах, - утверждает Киселев. – Однако мы уже выбиваемся из графика. Тем не менее, мы надеемся, что к 2016-2017 годам ключевые перемены все же будут осуществлены, а к 2020 году фундаментальная трансформация почтовой службы завершится».
Бен Арис
Источник: ИноСМИ