Характерный признак прошедшей подписной кампании – относительное снижение темпов роста тиражей, выпускаемых крупными издательскими домами, справедливо заслужившими статус «локомотивов» подписки. Среди таких издателей, получивших на этот раз чуть меньше новых подписчиков, чем обычно, журналы «Моя прекрасная дача» и «Дарья». При этом другой рекордсмен прежних лет, газета «1000 советов», продолжает наращивать темпы роста. В 2012 году издающий ее издательский дом «Юнилайн» выпустил на рынок подписки два новых успешных проекта: издания «1000 советов для дачников» и «3/9 царство».
Абсолютный чемпион двух прошлых подписных кампаний, журнал «Готовим дома», демонстрировавший рост тиража в 300 и более раз, начал терять своих подписчиков (падение на 68%). Незначительную отрицательную динамику показали журналы «Вестник ЗОЖ» и «Люблю готовить». Оценивать такую ситуацию однозначно как негативную нельзя, потому что на рынке постоянно происходит «переход» подписчиков от издания к изданию. На этот раз в выигрыше оказались некоторые региональные издатели. Например, ростовское издание «Правила жизни» увеличило свой подписной тираж на 55%, а волгодонское издание «Хозяйство» - на 10%.
Российские регионы продемонстрировали в прошедшую подписную кампанию стабильность при относительно невысоких темпах прироста тиражей. Наибольший прирост по Каталогу агентства «Роспечать» показали Республика Карелия (прирост тиража около 15% относительно результатов подписки на первое полугодие 2012 года), Смоленская область (около 12%), Чеченская Республика (около 9%), Республика Чувашия (около 5%) и Карачаево-Черкесия (чуть больше 1%). Сравнимые результаты продемонстрировали по Каталогу российской прессы «Почта России» Рязанская область (около 15%), Республика Адыгея (13,6%), Ярославская область (13,4%), Тамбовская (12,7%) и Томская области (12,4%). Еще более скромными оказались результаты подписки по Объединенному каталогу «Пресса России». Лидером этого каталога стала Ингушская республика, показавшая прирост тиражей на 2,7%. На втором месте – Амурская область (2,4%). За ней следуют Республика Карелия (1,7%), Волгоградская (1,3%) и Мурманская (1,3%) области.
Среди печатных изданий рекордсменами по приросту подписных тиражей стали малотиражные газеты и журналы. По каталогу агентства «Роспечать» ими стали журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» (прирост в 3,7 раза), газета «Московский железнодорожник» (рост в 3,2 раза) и «Православная газета» (рост в 1,9 раза). С большим отрывом за ними следуют газета «Октябрьская магистраль» (прирост на 46%) и профессиональный журнал внутренних войск России «На боевом посту» (35%).
По Каталогу российской прессы «Почта России» лучшие результаты относительного роста подписных тиражей продемонстрировали издания «Лунный календарь садовода и огородника» (прирост в 164 раза), журнал «Садовод и огородник» (прирост в 84 раза), журнал «Магия и красота» (увеличение тиража в 4,5 раза), журнал «Загадки истории» (рост в 3,3 раза) и кулинарная газета «Чудо-поварешка» (рост в 3,1 раза).
Рекордсменами Объединенного каталога «Пресса России» оказались газета «Музыкальное обозрение» (прирост в 1,6 раза), спецвыпуск журнала «Люблю готовить» (прирост в 1,4 раза), комплект из газеты «Московский Комсомолец» и еженедельной телепрограммы (прирост на 56%), журнал «Все для женщины» (30%) и журнал «Толока.Усадьба» (25%).
Выдающиеся на фоне общей ситуации на рынке результаты большинства этих изданий объясняются низкой стоимостью подписки на них или их малотиражностью.
Главная проблема сегодняшнего рынка подписки - относительное снижение подписных тиражей, происходящее на фоне негативных прогнозов большинства издателей по поводу будущего медиарынка. Важными негативными факторами в подписке постепенно становятся инфляция, рост цен на типографскую бумагу и энергоносители, налоговое бремя и т.д., заставляющие издателей увеличивать каталожные цены и, как следствие, дополнительно сокращающие подписные тиражи.
По мнению экспертов, рынку подписки сегодня необходим механизм выхода из стагнации. Пути преодоления кризисных явлений в институте подписки связаны с расширением госпомощи и увеличением субсидий на подписку. Многое могут сделать региональные власти, губернаторы и мэры, которые могли бы взять на себя частичное финансирование поставки изданий подписчикам. Нерешенным уже много лет является вопрос о снижении НДС на подписку, который ныне составляет 18% и является рекордсменом для европейских стран, во многих из которых действует льготный, а в ряде случаев нулевой НДС.
По нашему мнению, необходимо также усилить координацию усилий по поддержке подписки со стороны издателей, подписных агентств и Почты России.
Пресс-служба АРПП