Кризис традиционных СМИ, спровоцированный распространением Интернета и коллапсом в сфере рекламных поступлений, постоянно усиливается под влиянием мирового экономического кризиса. Задача отрасли периодики, которая следует шаблонам, выработанным еще 200 лет назад, - это поиск путей трансформации онлайн-читателей, в буквальном смысле, в денежный поток. Издатели сходятся во мнении, что проблема – не в аудитории, а в устаревших бизнес-моделях. О некоторых, выбранных различными популярными изданиями путях развития, и пойдет речь дальше.
Великобритания. Агония The Guardian
The Guardian, этот стандарт качества в английском Королевстве, истекает кровью. Как утверждает The Daily Telegraph на своих страницах, падение продаж печатной версии издания заставило его руководство закрыть ее.
The Guardian делал ставку на цифровое будущее, которое, однако, оказалось далеко от понятия «рентабельность».Guardian News and Media (GNM) – медиахолдинг, выпускающий упомянутое издание, а также воскресный The Observer и отвечающий за веб-портал guardian.co.uk, – уже давно пытается снизить издержки за счет сокращения рабочих мест. Так, в 2010 году по добровольному согласию холдинг покинуло 203 человека (из 1700). В 2011 и 2012 годах увольнения продолжились, хотя и в меньших масштабах. К слову, компания всегда выступала против насильственных увольнений.
В 2011 году чистый финансовый убыток группы компаний GNM составил около 47 млн. долларов. Генеральный директор, Эндрю Миллер (Andrew Miller), самолично сократил себе зарплату на 10% и отказался от своего ежегодно бонуса. Генеральный директор The Guardian, Алан Русбридгер (Alan Rusbridger), тогда последовал его примеру.
Италия. На краю пропасти
Кризис продаж и снижение цен на рекламу в Италии оказывают сильнейшее влияние на средства массовой информации. В январе 2012 года La Repubblica продавала на 3,7% меньше экземпляров, чем в аналогичном периоде прошлого года; Il Corriere della Sera – на 1%.
La Repubblica предлагает специализированный и расширенный контент пользователям, подписанным на разработанную для iPad электронную версию газеты. Но цифровые модели все еще остаются нерентабельными. Об этом свидетельствуют и цифры: например, всего лишь чуть более 10 тыс. человек скачивают Il Corriere в онлайн-киоске.
Ситуация затрагивает и интересы занятых в отрасли прессы работников. Правда, в этой стране, в отличие от многих других, пока нет массовых увольнений, но уже около 700 человек старше 58 лет досрочно вышли на пенсию (согласно данным Единого Синдиката журналистов – FNSI). Профсоюз журналистов идет на уступки, лишь бы не оставлять людей на улице: снижается количество часов работы и, соответственно, зарплаты, увеличивается ротация персонала. Применяется правило «лучше пусть люди будут работать меньше, но будут работать все». План этих мер принят на два года.
Германия. Последствия рецессии
Третий квартал текущего года продолжил тенденцию падения розничной реализации тиражей. Так, главное ежедневное издание Германии Suddeutsche Zeitung продало на 2000 копий меньше, чем за аналогичный период в прошлом году (в общей сложности 413 тысяч экземпляров), Frankfurter Allgemeine Zeitung – на 1,8% меньше (всего – 354 тыс. экземпляров).
Согласно данным портала Meedia.de, наиболее «пострадавшим» оказался популярный журнал Bild: продажи его тиражей упали аж на 5,4%; хотя даже при таком раскладе он остается самым продаваемым и читаемым изданием в стране.
2009 год – это год «великой рецессии» для Германии, когда более всего пострадали печатные СМИ. Начиная с того периода руководство ведущих газет взяло курс на последовательные сокращения рабочих мест журналистов и редакторов (в том числе, добровольные), программы досрочного выхода на пенсию.
США. Пример The Times
The New York Times еще пять лет назад решила встретить кризис средств массовой информации двумя агрессивными методами: снижением затрат за счет продажи недвижимости и локальных изданий, а также проведением сокращений работников редакций.
В марте 2011 года было объявлено о взимании платы за доступ к веб-контенту. Была выбрана модель более гибкой подписки, чем на тот момент это было принято в других изданиях, таких, как The Wall Street Journal. Была предложена многоуровневая система ценообразования, адоптированная под любого читателя.
Кроме того, пользователи получили право бесплатного доступа к 10 статьям в месяц. Более полумиллиона человек подписалось на цифровую версию газеты, но это не помогло спасти ее от многомиллионных убытков: например, во втором квартале 2012 года они составили 88 млн. долларов; рекламные поступления при этом сократились на 6,6%.
Испания. Конец процветающего бизнеса
Испания имеет одну странную особенность: занимая второе место среди стран Евросоюза по количеству выпускаемых изданий, в то же самое время она является одной из стран, где меньше всего читают. Избыток газет способствовал тому, что в последние 15 лет пресса здесь была процветающим бизнесом.
В 2007 году, до начала глобального экономического кризиса, сектор «заработал» 232 млн. евро, а в 2010 году прибыль снизилась до 58 млн. евро (по данным Ассоциации издателей ежедневной прессы Испании (AEDE)). «В 2010 году мы думали, что коснулись дна, но 2011 год оказался еще более худшим, а в 2012-м развернулась настоящая драма», - прокомментировал ситуацию Президент Ассоциации Конрадо Карналь (Conrado Carnal).
В текущем году доходы от размещения рекламы упали на 20%, а цифровые модели, в том числе цифровые киоски, не являются сколь либо существенным источником дохода. С ноября 2008 года по октябрь 2012-го, работу в отрасли потеряли 8 тысяч человек (в статистику попали только те, кто был уволен с основного и постоянного места работы, и не попали те, чьи увольнения запланированы на самое ближайшее время). Все крупные медиагруппы (Vocento, Zeta, Godo, Joly, Prensa Iberica) стимулируют программы добровольных увольнений и досрочного выхода на пенсию.
Было закрыто 67 изданий, преимущественно, журналов. Среди них – одна национальная газета (EL Publico), три – бесплатных издания из четырех (Metro, AND, Que!) и целая сеть региональных газет и журналов. Многие из них возникли как следствие пузыря на рынке недвижимости, когда крупные компании хотели иметь собственные органы, чтобы печатать новости, которые могли бы предоставить им социальные или политические выгоды.
Источник: enpositivo.com