Сначала о мировых тенденциях. 2012 год был ознаменован неожиданными позитивными тенденциями на рынке печатных СМИ – ростом тиражей бумажных газет в Японии и Великобритании, увеличением журнальной аудитории в США на несколько десятков миллионов. В России обороты рынка печатных СМИ за прошедший год выросли на 4%.
Применительно к нашей стране надо признать, что на фоне перепроизводства газет и журналов – а их зарегистрировано 69 тысяч – уход с рынка ненужного потребителю так называемого «издательского мусора» является благом. А печатное слово продолжает оставаться зоной доверия и коммерческого потребления. В то время когда в Интернете, как известно, имеется много мусора и откровенных фальсификаций. Про «заказуху» и «чернуху» я промолчу.
Известный противник печатных СМИ Василий Гатов опубликовал в своем блоге на Slon.ru ряд прогнозов по СМИ. Отмечу качественные, серьезные оценки по развитию «цифры», всех возможных вариантов девайсов, включая их расположение на кроссовках и потолках. Про это у коллеги всё ОК. А вот с ненавистной ему прессой – неувязочка. Негативные эмоции у оппонента просто брызжут. Будучи горючими, они могли бы вызвать большой пожар. Приведу пару цитат.
«НЕ-смерть печатных изданий — эту мантру придется повторять день за днем; газеты и журналы не умирают, потому что на них как на товары и как на консервативный тип медиапотребления сохраняется спрос. Этот спрос – довольно странный и не очень здоровый в России».
Мнение коллеги Гатова, что спрос на печатную прессу в России «не очень здоровый», весьма сомнительное, потому что накрывает эпитетом болезненности как производителей печатной продукции, так и потребителей – широкие народные массы. Напомню, что в прошлом году только через киоски прессы было продано более 1 миллиарда экземпляров газет и журналов. И все это из-за патологических наклонностей россиян?
«На десятки процентов этот рынок (печатных СМИ) поддерживается государственными инвнестициями и консерватизмом рекламодателей, которым давно пора было бы попробовать другие каналы, но их начальники немолоды и принципиальные противники любых новаций».
Этот следующий нравственный удар автор наносит по рекламодателям, которые имеют консервативных, сильно постаревших руководителей, а те по возрасту, как оказывается, имеют патологическую склонность к печатной прессе. Отсюда и последние остатки рекламных объемов в традиционных СМИ.
Чувствуете, куда ветер дует? А дует он в сторону рекламных объемов, а это несколько сотен миллионов долларов.
Дальнейшие высказывания автора звучат на грани фола и практически оскорбительно. Он разносит в пух и прах существующие редакции печатных СМИ и делает это весьма резко и неоправданно грубо: «Впрочем, особой надежды на содержательное обновление и отказ от порочных деловых практик я лично не питаю, - пишет В.Гатов. – «Большой» и «качественной» журналистики на страницах газет и журналов, с их кастрированными в прямом и переносном смысле редакциями появиться не может … Надо просто признать, что подавляющее большинство российских печатных СМИ живут после профессиональной смерти их создателей».
Окончательный диагноз у Василия Гатова – практически коммунистический, а ля Николай Островский: «Стратегически издатели и даже некоторые редакторы смирились с давно обсуждаемым диагнозом – у бумажного носителя периодической прессы отмерен последний период жизни; прожить его, наверное, «нужно так, чтобы не было бессмысленно больно за бесцельно прожитые годы».
Хочу извиниться перед читателями за длинные и многословные цитаты, но это исключительно для того, чтобы сохранить стиль и аргументацию В.Гатова, а главное, представить материал для суда. Не уголовного, конечно, а общественного и цехового, а также Суда Истории. Самое печальное в этом, что Василий Викторович Гатов является заместителем генерального директора РИА Новости, руководителем Медиа Лаборатории РИАН, членом правления Всемирной организации издателей IFRA, а кроме всего – вице-президентом Гильдии издателей периодической печати. Странно, что члены ГИПП считают возможным иметь коллегу с подобными взглядами на печатную отрасль в числе одного из руководителей своей организации.
Что же касается существа высказываний В.Гатова про печатные СМИ, хотелось бы верить, что он искренне заблуждается, но боюсь, что это всё же борьба за рекламные деньги в печатных СМИ, которые в 2012 году составили 49 млрд. рублей. А вы говорите «бесцельно прожитые годы»…
Источник: Блог Алесандра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/)