«Одноклассники», «ВКонтакте», «МойМир@Mail.ru», Facebook (русскоязычная часть) — эти и другие социальные сети в 2014 году подвергнутся проверке Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Чиновники хотят выявить источники их доходов и посчитать количество подписчиков.
По словам начальника управления информационных технологий ФАС Владимира Кудрявцева, будет проанализирован российский сегмент этого нового и неизученного рынка. Правда, проверяльщики неминуемо столкнутся со сложностями — существующая методология изучения товарных рынков плохо подходит в случае соцсетей. Например, ФАС будет непросто определить «товарные границы» соцсетей: где на услугах зарабатывают, а где нет.
На устранение дефектов в методологии еще есть время — проверка планируется на 2014 год.
Кстати, число подписчиков уже подсчитано и без ФАС. Так, в «Одноклассниках» более 160 млн зарегистрированных пользователей, из них около 60% проживают в России. Во «ВКонтакте» зарегистрировано более 190 млн пользователей, около 67% которых также живут в России. Правда, количество аккаунтов мало говорит о численности интернет-аудитории. Но и на этот счет есть экспертные оценки: в целом российская «армия» пользователей соцсетей оценивается в 40 млн человек. По их количеству Россия уступает только четырем странам: Китаю, США, Индии и Бразилии.
А вот совокупные доходы действительно не подсчитаны — ясно лишь, что это сотни миллионов долларов. Половину их заработков приносит реклама, 30% - платные приложения и еще 20% — дополнительные сервисы. Например, SMS-рассылки и подарки.
Внимание антимонопольщиков к тому или иному рынку, как известно, не праздное. Например, нефтяникам, повышающим цены на бензин, оно регулярно аукается в миллиардные штрафы. По идее, они же могут грозить и соцсетям — в случае обнаружения нарушений антимонопольного законодательства. Например, согласованного сговора.
- И чего, провайдерам предпишут отключить Facebook? Мне кажется, это немножко смешно, - не понимает глава агентства “Социальные сети” Денис Терехов.
Скорее всего, повышенный интерес к соцсетям выльется в дополнительную нагрузку на интернет-компании, полагает аналитик Инвесткафе Илья Раченков: “На их администрацию может быть возложена функция слежения за соблюдением законодательства о рекламе. К сожалению, применительно к Интернету такая практика получает все большее распространение”.
Татьяна Замахина
Источник: MK.RU