Великой стране нужны великие газеты

В споры вокруг будущего печатных СМИ вторгается реальная жизнь, поступает все новая информация о позитивных процессах в медиасреде и реформировании газет и журналов, адаптирующихся к требованиям цифровой эпохи. Самое любопытное, что укрепляются позиции не только крупных печатных изданий, но и небольших районных газет. И происходит это не в каком-нибудь Урюпинске, имеющем слабое распространение Интернета, а в Лондоне, где с Интернетом и WiFi все в порядке.

Как пишет PressGazette, Рэй Тиндл, 86-летний председатель Tindle Newspapers, отмечает, что последний кризис – самый тяжелый на его памяти. Но он считает, что «платные газеты переживут появление Интернета; в свое время их гибель предрекали «от руки» вечерних газет, коммерческого радио, бесплатных изданий…» Его оптимизм основан на том факте, что параллельно с падением рекламных доходов не произошло резкого сокращения аудитории, а некоторые издания его группы сохранили всех своих читателей. Кстати, сегодня в издательскую группу Tindle входят более 220, в основном региональных и районных, изданий с еженедельным тиражом 1,4 млн. экземпляров. Старейшей газете – 201 год, некоторым другим – более 150, и Рэй Тиндл уверен, что они переживут очередной, на этот раз цифровой,  кризис. Для этого есть основания: когда другие газеты закрывались, Tindle запустила 17 новых, причем только в 2012 году в лондонских районах стали выходить 8 новых газет. 

Неплохо себя чувствуют бумажные газеты и их издатели в Германии. Манфред Браун, гендиректор подразделения издателей журналов в Асоциации немецких издателей, отвечая на вопрос портала ProMedia о том, почему в Германии в 2012 году отмечался рост выхода бумажных журналов и не противоречит ли это перспективе роста цифровых доходов, отметил, что «учитывая высокую актуальность СМИ в печатном виде было бы глупо отказываться от инвестиций в печатный бизнес. Издатели инвестируют в печать, потому что это для них остается прибыльным. Более 90% населения Германии старше 14 лет (а это свыше 65 миллионов человек) читают печатные версии журналов».  

Есть позитивные сигналы от рынка СМИ и с американского континента. Согласно исследованию Ассоциации журнальных медиа США, в 2012 году читательская аудитория печатных и онлайновых журналов увеличилась на 135 млн. человек, а число их рекламодателей за первую половину 2012 года выросло на 57% по сравнению с первым полугодием 2011 года. Тут важный акцент – интеграция аудитории бумажных и цифровых журналов. Другая новость: New York Times запустила новый проект – timeSpace, представляющий собой инкубатор для медийных стартапов. Целью проекта, по словам его авторов, является «улучшение креативной составляющей журналистского сообщества, которая позволит им создавать, собирать и распространять высококачественные новостные проекты и новостную информацию». И еще новость из Филадельфии, жители которой начали сбор подписей в поддержку двух крупнейших городских газет. Кампания по сбору подписей ведется на специально созданном сайте и в социальной сети Facebook, а ее девиз – «Великому городу нужны великие газеты». Инициаторы акции утверждают, что, потеряв ведущие газеты, жители Филадельфии лишатся доступа к правдивой информации. Здесь бы я сделал акцент на термине «правдивая информация».

И теперь о России. Перефразируя жителей Филадельфии, я бы сказал, что «Великой стране нужны великие газеты». Поэтому попытки навязать общественному мнению мысль  о том, что газеты и журналы ждет ближайшая и неминуемая смерть, являются тщетными. Нашу отрасль иногда еще сравнивают со свечным заводиком. Дескать, свечи как осветительный инструмент свою глобальную функцию утратили, но небольшим тиражом их все еще выпускают. Эта метафора притянута за уши, потому что российская пресса, как и вся зарубежная печать, остается сферой доверия у населения. И здесь находятся и будут находиться печатные СМИ большие и малые. На мой взгляд, места на рынке не должно остаться исключительно для «издательского мусора», т.е. печатной макулатуры, издаваемой, но ненужной потребителю. А ее в России еще много, и рынок постепенно от нее освобождается.

Еженедельно Роскомнадзор в новом году регистрирует от 50 до 100 наименований новых печатных СМИ. Какие-то из этих проектов не выдержат конкуренцию и уйдут с рынка, но лучшие останутся. Критерием такой жизнестойкости будет потребительская стоимость. А интеграция печатных и цифровых СМИ, мультимедийность издательского дела обеспечат доходность и бизнес-устойчивость новому продукту. «Цифра» бумаге не враг. Как доказывает опыт немецких издателей, их симбиоз придает медиабизнесу дополнительную стабильность.

Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com)