«Почта России» не только продолжает оставаться прибыльной, но и изыскивает средства для модернизации своей деятельности

Стремительный рост интернет-торговли заставляет руководство «Почты России» активно модернизировать компанию. Однако главный акционер «Почты» — государство — не считает инвестиции в почтового оператора своей первостепенной задачей. «Крайними», как всегда, могут оказаться клиенты.

2012 финансовый год американская почтовая служба United States Postal Service (USPS) завершила с рекордными убытками 15,9 млрд долларов. В этой связи организация объявила дефолт по выплате 11,1 млрд долларов в пенсионный фонд своих сотрудников, сообщила на днях газета Financial Times. Ненамного лучше обстоят дела и у европейских почтовых операторов. Уже несколько лет подряд из огромных убытков не вылезает латвийская Latvijas Pasts. В 2011 году убытки Latvijas Pasts составили почти 10 млн долларов.

Кратный рост объемов интернет-торговли быстро увеличил нагрузку национальных почтовых операторов, обремененных помимо всего прочего социальной работой и бюджетным дефицитом.

По словам старшего менеджера PwCВардана Гаспаряна, национальные почтовые службы, так же как медицинская или образовательная системы, испытывают на себе последствия сокращения госрасходов в результате экономического кризиса.

«Естественно, финансовая нестабильность негативно отражается на операционной деятельности, в том числе неблагоприятно влияет на темпы модернизации и, соответственно, отражаются на уровне технологичности и эффективности, — пояснила "Эксперту Online" аналитик ИК "Финам" Анна Мишутина. — Национальные почтовые операторы, обремененные социальной нагрузкой и бюджетным дефицитом, не позволяющим наращивать капитальные инвестиции в инфраструктуру и технологии, в условиях существенного роста конкуренции на рынке доставки все чаще уступают позиции и проигрывают частным транснациональным логистическим операторам на многих участках рынка. Для западных национальных почтовых служб одним из драйверов дестабилизации в последнее время выступает спад потребительской активности на фоне низких темпов экономического роста и сохраняющихся негативных последствий кризиса».

На этом фоне «Почта России» стала исключением из «правил». Несмотря на двукратное увеличение почтовых отправлений в 2012 году (21,6 млн посылок только из-за рубежа), «Почта России» не только смогла справиться со своими основными производственными задачами, но и модернизировала ряд своих функций и мощностей, закончив при этом год без убытков. 45% выручки ей обеспечили почтовые услуги, 38% — финансовые, остальные деньги поступили от продажи товаров и услуг.

Эксперты считают, что именно диверсификация деятельности позволяет «Почте» сохранять стабильным свое финансовое положение и не допустить убытков.

«Диверсификация и ввод дополнительных услуг, возможно, позволил российскому аналогу USPS, "Почте России", удержаться на плаву даже во время спада экономики», — отмечает независимый инвестиционный аналитик Никита Беллер.

«Для "Почты России" одним из ключевых факторов стабильности остается активное расширение деятельности в наиболее перспективных и маржинальных сегментах рынка связи и сопутствующих услуг», — подтверждает Мишутина.

Прибыль компании была пущена на логистические новации: строительство автоматизированных сортировочных центров, расширение и создание новых мест международного почтового обмена, расширение автопарка. Так, в наступившем 2013 году впервые за всю историю крупнейшей почтовой организации нашей страны посылку или письмо, отправленные из Китая, Кореи или Японии в Сибирь, не повезут в Москву. Новый центр обработки международной почты откроют в Новосибирске. «Самая дорогая и самая важная задача — это строительство сети автоматизированных сортировочных центров. Сейчас их в стране только два, еще один строится, еще два в проекте. А нужно, чтобы их было не меньше 36», — объяснил журналистам глава «Почты России» Александр Киселев.

В советские времена в России было 150 таких центров, но после 1991 года они морально и физически устарели, и до 2009 года вся почта в России сортировалась вручную. После этого были созданы два автоматизированных сортировочных центра — в Москве и в Санкт-Петербурге. Они обрабатывают примерно треть российской почты, однако, по словам Киселева, планируется автоматически обрабатывать до 90%.

Другой важной задачей стало расширение автопарка компании. Американская почта использует 260 тыс. почтовых фургонов, у «Почты России» их всего 18 тыс. «Расстояния, которые нам приходится преодолевать, втрое больше, чем в Америке. Нам нужно полностью обновить наш парк, приобретя по меньшей мере еще 30 тыс. автомобилей», — подчеркивает Киселев.

Руководство «Почты России» также начало вводить передвижные почтовые отделения на территориях регионов. Мобильные отделения уже существуют в Самарской, Тверской и Воронежской областях.

В данной связи, естественно, встает вопрос об инвестициях. И поскольку «Почта» остается неакционированным ФГУП, предполагается, что главным инвестором будет государство. Консалтинговая компания Boston Consuting Group разработала по заказу «Почты России» программу ее модернизации в 2012–2016 годах. Стоимость программы составляет 200 млрд рублей. Цель программы — «сделать почту такой, какой ее хотят видеть потребители» и кратно увеличить выручку. Однако одобренный правительством в 2011 году 10-летний план по переходу к информационному обществу инвестиций в почту не предусмотрел. Не предусмотрел он и акционирование компании.

Устаревшая форма ФГУП мешает ей работать в рыночных условиях, действующее почтовое законодательство не позволяет самостоятельно оказывать новые перспективные услуги, а обязанность оказывать целый ряд услуг по тарифам ниже себестоимости заставляет направлять доходы на погашение убытков, из-за чего у «Почты России» остается крайне мало средств на инвестиции и повышение зарплат работникам.

«На наш взгляд, решение декларируемых ключевых задач и достижение основных целевых показателей действительно позволит выйти на качественно новый уровень бизнеса. В стратегическом плане корпорации, несомненно, необходимо концентрировать внимание на модернизации и расширении основных мощностей, развитии логистики, автоматизации ключевых операционных процессов и общем повышении эффективности, на развитии сервиса, в целом на усилении позиций на быстроменяющемся конкурентном рынке. Несомненно, важную роль в решении задачи дальнейшего повышения рентабельности будет играть снижение социальной нагрузки на бизнес почты и сокращение зависимости от государственных субсидий», — говорит Мишутина. Она напоминает, что присвоенный «Почте» агентством Fitch рейтинг BBB, свидетельствующий о «достаточном уровне кредитоспособности», делает ее одной из четырех российских компаний с наиболее высоким рейтингом — наравне с «Газпромом», РЖД и «Роснефтью».

Киселев предупреждает, что если объемы почтовых отправлений продолжат расти, а со стороны государства никаких принципиальных решений принято не будет, «Почта России» наравне с почтами других стран может оказаться в кризисе. И пострадать от этого могут граждане страны.

Екатерина Шохина

 

Источник: Expert.ru