«Смертный приговор» малому бизнесу

Ларьки и киоски вскоре могут исчезнуть с улиц Ижевска

Антиалкогольная кампания в нашей стране продолжается. С 1 января 2013 года вступает в силу запрет на продажу любого алкоголя во всех нестационарных объектах. К ним относятся ларьки и киоски. Эксперты уверены, что им придется уйти с рынка.

Очередной запрет

С 1 января 2013 года в России вводится запрет на продажу любой алкогольной продукции крепостью более 0,5 процента, включая пиво, в нестационарных объектах торговли - ларьках. Таким образом, пиво теперь полностью приравнено к другим видам алкоголя, на которые уже в настоящее время распространяется подобное ограничение. Теперь купить хмельной напиток можно в магазинах общей площадью не менее 50 кв. м. Кроме того, пиво, как и другой алкоголь, нельзя купить с 22:00 до 10:00. Исключение составляют заведения общепита. Помимо этого, алкоголь, в том числе и пиво, с 1 января запрещено продавать в местах массового скопления людей, например на концертах.

В связи с этим власти республики уверены, что в ближайшее время ларьки, вынужденные перепрофилировать свой ассортимент, не смогут выдержать конкуренции с магазинами.

- Киоски не замещают магазины, - считает министр торговли УР Петр Пономарев. - Практика показывает, что покупатель с большей охотой отоваривается в магазинах, чем в ларьках.

Уйдут с рынка?

На сегодняшний день в Ижевске 788 нестационарных торговых пунктов, в том числе 301 – на остановках. Для сравнения: в 2010 году их было около 1000. Более 100 ларьков занимаются продажей печатной продукции, более 300 – продажей питьевой воды, порядка 20 продают лотерейные билеты, еще около 100 – цветы. Получается, что на продуктах питания специализируется примерно 200 торговых точек. О них сегодня и пойдет речь.

Прибыль от продажи алкогольной продукции ижевские предприниматели получали в размере 25-60 процентов в зависимости от места расположения ларька:

- Конечно, на сегодняшний день рентабельность в наших объектах торговли несколько упала, - рассказывает индивидуальный предприниматель Наталья Балясникова. - Спасает то, что наряду с ларьками я владею и несколькими магазинами. Но, на мой взгляд, рентабельность ларька зависит даже не столько от ассортимента представленной продукции, сколько от места, в котором ларек расположен. Если он попадает в так называемую зону «у дома», то покупатель все равно придет.

Депутат Гордумы Ижевска, предприниматель Сергей Бродовских согласен, что ларьки, которые находятся в «шаговой доступности», всегда будут востребованы, предприниматели, которые хотят работать, всегда найдут выход:

- На сегодняшний день мы вынуждены перепрофилировать наши заведения. Теперь будем продавать продукты питания, кондитерские изделия, находить новых поставщиков продукции. Так, например, в планах завезти в наши ларьки продукцию местных птицефабрик и мясокомбинатов.

Но министр торговли Петр Пономарев не верит в успех такого предприятия. Он считает, что лучше частным предпринимателям брать в аренду мини-магазины и вовсе отказаться от ларьков:

- Ни для кого не секрет, что ларьки не оборудованы туалетами, в большинстве из них нет ни мойки, ни элементарных санитарных условий. Конечно, если предприниматели будут соблюдать все требования, если к ним не будет претензий от Роспотребнадзора, то никто их закрывать не будет. Но сделать это весьма сложно. Мы не за закрытие ларьков, мы за то, чтобы они соблюдали закон, - сказал министр.

Масса претензий

Как объект торговли, киоски и ларьки появились в нашей стране в начале 90-х годов прошлого столетия. Тогда за неимением достаточного количества торговых площадей такие нестационарные торговые объекты весьма выручали. Еще один аспект – «ларечники» разгрузили бюджет города тем, что сами были обязаны приводить в надлежащий вид остановочные пункты, на которых они располагались. Однако на сегодняшний день все эти аргументы не выдерживают критики:

- Если брать практику последних лет, то большого желания предпринимателей содержать остановки я не вижу, - рассказывает первый заместитель главы администрации Ижевска Александр Прозоров. - Более того, у нас есть случаи, когда предприниматели вообще отказываются приводить в порядок прилегающую территорию. Мы подаем в суд и выигрываем дела.

На сегодняшний день увеличилось в разы и количество магазинов, торговых центров. Петр Пономарев отмечает, что Ижевск просто «перенасыщен» торговыми объектами:

- У нас в республике много проблем из-за перенасыщенности торговыми площадями. Так, на тысячу жителей приходится более тысячи квадратных метров магазинов. Содержать их предпринимателям очень сложно, однако строительство не прекращается, - говорит министр.

Действительно, по наличию у нас торговых площадей Ижевск давно перегнал даже Европу. Рентабельность, по словам экспертов, падает во всех магазинах.

- Но это не повод лишать рынок здоровой конкуренции, - считает президент межрегиональной общественной организации «Защита и развитие малого и среднего предпринимательства» Михаил Балясников. - Необходимо, чтобы предприниматели имели право вести свой бизнес на равных условиях. Пока этого не получается. Почему-то в ларьках алкоголь теперь продавать нельзя, в магазинах можно в определенные часы, а в барах, ресторанах и кафе вообще никаких ограничений по продаже нет. Я считаю, что это неправильно.

Кто ответит?

Между тем на сегодняшний день у органов власти к предпринимателям больше вопросов, чем ответов на них. Так, представители ГИБДД против киосков, расположенных на остановочных комплексах. Дело в том, что подъезжающие автомобили вынуждены парковаться на остановках, что значительно затрудняет подъезд общественного транспорта. Проверки же Роспотребнадзора УР показали, что большинство ларьков не имеют ни канализации, ни водопровода, ни даже самых минимальных санитарных норм, занимаясь при этом продажей выпечки и других скоропортящихся продуктов. Министр торговли УР считает, что торговля в Удмуртии развивается достаточно однобоко: очень много продуктовых магазинов с продукцией местного производства, но при этом по минимуму представлены легкая промышленность, швейное производство.

- Мы не можем умалчивать и тот факт, что самое большое количество нарушений по продаже алкоголя и сигарет происходит как раз в ларьках, - рассказывает Александр Прозоров. - Кроме того, в отношении них самих также отмечается самое большое количество правонарушений: нападения на продавцов ларьков, грабежи.

Тем не менее, по словам Александра Прозорова, ларьки все равно будут необходимы для продажи прежде всего газет, журналов, воды и цветов. Кроме того, нужны они и в отдаленных районах города. На данный момент в Ижевске утверждается схема дислокации малых архитектурных форм, в которую входят и остановочные пункты, и ларьки. Городские власти намерены регулировать группы товаров, которые должны присутствовать в нестационарных торговых точках:

- В отдаленных районах для предпринимателей нерентабельно строить большой магазин, однако в центре города, я считаю, ларьки необходимо убрать. И начнем мы работу с улицы Пушкинской. На месте ларьков здесь будут новые цивилизованные остановки со скамейкой, подсветкой, более длинным козырьком и противоветренными конструкциями, - отметил эксперт.

В целом эксперты отмечают в Ижевске активное развитие торговли «шаговой доступности».

Кстати, на этом запрете антиалкогольная кампания не заканчивается. 27 декабря 2012 года вышло Постановление Правительства РФ №1425, которое предписывает органам местного самоуправления определить границы прилегающих к социальным объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа любой алкогольной продукции. Это школы, объекты здравоохранения, места большой дислокации людей: автовокзалы, спортивные объекты. Получается, что продуктовый магазин, торгующий алкоголем, не сможет находиться рядом со спортивным клубом, больницей, аптекой, стоматологией. Размеры границ будут определены в Ижевске в течение года специально созданной для этого рабочей группой, в которую вошли представители администрации города, бизнес-сообщества, общественных организаций.

Евгения Городилова

 

Источник: MK.RU