Рынок печатных СМИ столицы впервые показал отрицательную динамику экономических показателей

6 февраля с.г. в АРПП состоялось заседание комитета по проблемам развития розничных продаж прессы.

Базаров А.А., Оськин А.В., Капустина Е.Г.

В нем приняли участие: Базаров Алексей Анатольевич – помощник президента АРПП; Баринов Герман Викторович – генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ»; Голованова Марина Николаевна – генеральный директор ОАО «Южное АП» (киосковая сеть Агентства «Роспечать»); Игнатьева Алла Борисовна – операционный директор ЗАО «Центропечать»; Капустина Екатерина Геннадьевна – начальник отдела распространения печати Департамента СМИ и рекламы города Москвы; Лымарь Ольга Владимировна – ведущий специалист по развитию торговой сети ЗАО «Наша пресса»; Нешко Александр Владимирович – директор по взаимодействию с госорганами ГК «КАРДОС»; Осипова Любовь Петровна – заместитель директора по развитию ОАО «Южное АП» (киосковая сеть Агентства «Роспечать»); Оськин Александр Владимирович – председатель Правления АРПП; Портнов Михаил Вячеславович – начальник розничной сети ЗАО «Сейлс»; Ролдугин Юрий Клавдиевич, советник председателя правления АРПП. 

Баринов Г.В.

Открыл заседание председатель правления АРПП А.В. Оськин. Он проинформировал собравшихся о некоторых важных решениях руководства города, принятых за последнее время в отношении рынка распространения печати столицы. В частности, о положительной реакции мэра Москвы С.С. Собянина на обращение главных редакторов ведущих газет о судьбе киосков прессы в зоне ТПУ. Мэр дал поручение своим заместителям А.Н. Горбенко, П.П. Бирюкову, А.В. Шаронову обеспечить сохранение сети печатных киосков в городе, доложить лично о принятых мерах и поставить вопрос на контроль.

Голованова М.Н., Осипова Л.П., Лымарь О.В., Портнов М.В.

По первому вопросу повестки «Новые цены на прессу в 2013 году и меры увеличения продаж в объектах прессы» выступил председатель комитета АРПП Баринов  Г. В.  Он сообщил, что 2012 год стал переломным – рынок впервые оказался в ситуации отрицательной динамики экономических показателей, зафиксировав падение тиражей на 7%-12%. При этом уровень операционных, т.е. прямых затрат вырос на 10%-12%. Рентабельность, достигающая в лучшие годы 4-5% , снизилась до 2% и говорить о переломе этой тенденции в текущем 2013 году не представляется возможным. Эта тенденция наблюдается для падающих и так называемых «схлопывающихся»  рынков. Причём необходимо помнить, что с 2014 года отрасль лишится такой мощной поддержки, как продажа табачных изделий, что снизит выручку ещё на 20-25% и приведёт к потере до 30-40% продаваемых тиражей в целом, так как табак является важным трафикообразующим товаром.

Далее участники заседания в порядке обсуждения информации Г.В. Баринова предложили ряд мер по увеличению доходности объектов прессы.

Базаров А.А., Ролдугин Ю.К.

Портнов М.В. предложил повысить розничные цены на печатные СМИ для улучшения экономического положения в системе распространения прессы. Игнатьева А.Б. высказалась за активизацию диалога с издателями в целях принятия совместных мер по улучшению экономики отрасли. Нешко А.В. поддержал высказанные мнения о повышении розничных цен на печатную продукцию по согласованию с издателями. 

Подводя итоги по данному вопросу, Г.В. Баринов предложил создать совместно с издателями рабочую группу для решения проблем укрепления экономики торгующих объектов прессы.

О положении дел на розничном рынке прессы города Москвы рассказала Е.Г. Капустина. Она проинформировала собравшихся о ближайших планах Департамента СМИ и рекламы. Напомнила об обязательствах столичных операторов рынка распространения печати по выполнению графика замены морально устаревших объектов печати в соответствии с утверждённым Москомархитектурой обликом типового НТО.

Голованова М.Н., Осипова Л.П.

Екатерина Геннадьевна проинформировала о ситуации по реализации ГП «Развитие транспортной системы города Москвы». В настоящее время Департамент торговли и услуг города Москвы, Департамент капитального ремонта города Москвы, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы при участии префектур административных округов завершают уточнение и корректировку схем зонирования. Вышеуказанные Департаменты руководствуются поручением мэра города Москвы С.С.Собянина от 01.02.2013 г. об обеспечении сохранения существующей сети печатных киосков на тех местах, где они располагались ранее. 

Капустина Е.Г.

Капустина сообщила, что Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы предлагалось вывести 232 объекта печати, что составляет 64,8% от общего количества объектов (358), ранее располагавшихся в местах повышенного спроса населения и реализовывавших преимущественно информационные издания.

В целях сохранения в полном объеме розничной сети распространения прессы в городе и обеспечения её бесперебойного функционирования, Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы занимает твердую позицию сохранения всех объектов распространения печати в зонах ТПУ по местам их действительного размещения. При совпадении мест фактического размещения объектов печати с элементами ТПУ, имеющими транспортное значение, Департамент считает целесообразным переносить данные объекты в запроектированные торговые зоны в границах транспортно-пересадочных узлов, учитывая приоритетное размещение объектов печати, из «проблемных зон» в места, наиболее близкие к прежнему адресу.  Компенсационные  места должны быть согласованы с операторами столичного рынка распространения прессы.

Игнатьева А.В., Нешко А.В.

При этом новые зоны должны быть обустроены и обеспечены возможностью подключения к энергосетям города до фактического перемещения нестационарных торговых объектов. Следует отметить, что для размещения выводимых объектов печати  новых зон с вышеуказанными параметрами недостаточно, в результате схема размещения нестационарных торговых объектов теоретически может включать 3-4 киоска печати. При рассмотрении и согласовании компенсационных мест следует обращать внимание на объекты такой же специализации в одной схеме размещения НТО. 

В случае нарушений по перемещению объектов печати на местах, распространители печатной продукции должны своевременно информировать Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы и АРПП.

В обсуждении данного вопроса приняли участие Баринов Г.В., Базаров А.А., Лымарь О. В., Осипова Л. П., Голованова М. Н., Ролдугин Ю.К.

Участники заседания единодушно высказались за укрепление тесного взаимодействия с Департаментом СМИ и рекламы г. Москвы. Была подчёркнута особая важность предоставления в АРПП и Департамент оперативной информации о проблемах, возникающих вокруг отдельных объектов прессы со стороны муниципалитетов города.

Пресс-служба АРПП