В "Российской газете" прошел "деловой завтрак" с министром связи и массовых коммуникаций Николаем Никифоровым.
В минкомсвязи считают, что в аэропортах и других транспортных артериях связь должна работать качественно, сколько бы там пассажиров ни было. Еще одним важным моментом являются почтовые услуги, чтобы газеты доставлялись к утренней чашечке кофе. В минкомсвязи сейчас завершают разработку финансовой модели инвестиционного плана модернизации почты в рамках законопроекта "О почтовой связи". Об этих и других перспективах отрасли и шел разговор на "деловом завтраке". Перед беседой, которая проходила за чашкой чая с фирменными пирогами "РГ", министр познакомился с коллективом газеты и посмотрел, как работает редакция.
Николай Анатольевич, говорят, что подписка на газеты и журналы может подорожать чуть ли не в два раза. А причиной якобы может стать то, что в проекте нового закона "О почтовой связи" не предусматривается, как сейчас, обязанность государства субсидировать услуги почтовиков по доставке подписки. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть этот слух?
Николай Никифоров: Мы считаем, что поддержка именно печатных СМИ через субсидирование услуг почты, это крайне важная задача. И никаких резких решений, о которых вы сказали, здесь быть ни в коем случае не может. Необходимый объем субсидий заложен в бюджете на этот год, их планируется сохранить и в последующие годы. Действительно, подписка приносит "Почте России" очень большие убытки. И это несмотря на субсидии, которые сегодня составляют примерно 3 миллиарда рублей в год.
Другое дело, "Почта России" как инструмент доставки на многих территориях работает не всегда эффективно. Надо откровенно признать, что это предприятие оказалось в сложной экономической ситуации, в том числе и из-за жесткого государственного регулирования ее тарифов.
На качественную модернизацию почты потребуется 100 миллиардов рублей
Позволю себе привести несколько цифр. Почти 70 процентов расходов почты идет на оплату труда. При этом повышение зарплаты только на одну тысячу рублей приводит к росту затрат предприятия на 4,5 миллиарда - на почте трудится почти 400 тысяч человек. А по некоторым позициям повысить зарплату надо почти на 10 тысяч рублей. Из-за низких зарплат на почте большая текучесть кадров. А на дверях почтовых отделений мы видим объявления, что они работают по определенным дням недели.
Как же изменить ситуацию?
Николай Никифоров: Мы сейчас завершаем разработку финансовой модели инвестиционного плана модернизации почты в рамках законопроекта "О почтовой связи". Специально упоминаю это слово - инвестиции, а не просто субсидии. Потому что субсидиями мы разово компенсировали те или иные затраты. Инвестиция же подразумевает определенную возвратность и окупаемость бизнес-проекта. По оценкам затраты, необходимые на качественную модернизацию "Почты России", составляют примерно 100 миллиардов рублей. Мы сегодня выбираем те направления, которые являются ключевыми, имеют государственное, социальное значение. И уже в феврале мы планируем повторно вынести этот вопрос на рассмотрение председателя правительства. Напомню, что первое совещание по этому поводу состоялось в декабре 2012 года. Мы считаем, что роль почты не только в доставке писем, газет и журналов. Она еще и выполняет роль товаропроводящей сети. Жители страны заказывают себе самые разные товары, в том числе из-за рубежа, которые доставляются почтой.
Кто-то использует "магазин на диване", кто-то - электронную коммерцию. Почта - это еще и возможности для малых предпринимателей, которые живут в каком-то небольшом населенном пункте. Если такой предприниматель начинает производить конкурентоспособную по ценам и качеству продукцию, то, не выезжая из своего населенного пункта, он может работать на всю страну, а в перспективе на весь мир. Важно сделать так, чтобы почта как товаропроводящая сеть эту задачу эффективно решала. Это поможет повысить ВВП страны, так как мы создадим инфраструктуру для экономического роста.
Как инвестировать в "Почту России"? Были разговоры о ее акционировании, создании специального банка, который смог бы кредитовать почту.
Николай Никифоров: Новая версия законопроекта "О почтовой связи" снимает запрет на акционирование почты. Мы рассматриваем вариант, при котором "Почта России" из ФГУПа преобразуется в открытое акционерное общество со 100-процентной собственностью государства. Это позволит реализовывать ряд бизнес-моделей.
Есть также еще и альтернативная модель. Целый ряд специалистов говорят о том, что почта, исходя из тех задач, что она выполняет, должна быть бюджетным учреждением. Но лично мне пока ближе сценарий создания открытого акционерного общества с нормальным корпоративным управлением. Именно исходя из этого сценария мы и строим инвестиционную модель. Предстоит большая работа по правильному оформлению в собственность всего имущества, которое есть у почты. А это 42 тысячи отделений. Возможно даже, как и в случае с акционированием РЖД, надо будет принимать отдельный закон, который определит особый порядок акционирования. Иначе эта процедура, оформление имущества может растянуться на многие годы.
Не доплывем - так долетим
Недавно вы провожали в полет первый почтовый самолет. Где он сейчас?
Николай Никифоров: Работает на территории Хабаровского края. Сибирь, Дальний Восток - это необъятные просторы, огромные территории, низкая плотность населения. Но это наши жители, наши города, наши населенные пункты. Там тоже должна работать "Почта России".
Понятно, что на этих территориях может работать только авиация. Но проблема в том, что почтовый груз не берут на борт коммерческие перевозчики, которые работают по Сибири и Дальнему Востоку. Очевидно, что пассажир или какой-то выгодный груз, например, цветы к 8 Марта, всегда будут приоритетней любой почтовой посылки. В итоге почта лежит, накапливается огромными объемами (в таких городах как Хабаровск, Красноярск, Якутск речь идет о десятках тонн) и ждет своей очереди на отправку, когда ее захватит тот или иной региональный самолет.
Так что совершенно очевидно, что почта должна использовать собственную авиацию, но не владеть самолетами, а заказывать услугу доставки. При этом воздушное судно надо зафрахтовать, покрасить в фирменные цвета. Кстати, когда такие самолеты начнут летать регулярно в отдаленные территории, у них появится дополнительная работа. Уже есть много обращений от местных медиков, которые просят также доставлять медикаменты. Мы считаем, что "Почта России" в этих регионах - Хабаровск, Камчатка, Магадан, Якутия, Красноярский край - обязательно должна применять самолеты.
Зато в городах-миллионниках, особенно когда нужно пенсию разносить или посылки возить, у почты появились "помощники" - частные фирмы по доставке. Конкуренция опять же...
Николай Никифоров: Да какая это конкуренция! Дальше города частник не поедет, если это невыгодно. А почта обременена статусом назначенного универсального оператора. Она не может отказаться везти письмо в ту или иную деревню, доставлять посылку. Иногда доставка корреспонденции до конкретного населенного пункта проходит через 7 - 10 - 12 разных участков пути, где ее то несут на себе через болота, то везут лодкой, потом самолетом, трактором и так далее. Это совершенно фантастические примеры! Мы просто не осознаем всех трудностей, которые возложили на "Почту России". Мы намерены комплексно и немедленно решить все проблемы почты, потому что иного пути у страны нет.
Мы верим в большие перспективы почты после ее модернизации, при правильном эффективном менеджменте. Что касается подписки, то считаем, что никакие темпы распространения Интернета, электронных СМИ никогда не заменят особую культуру чтения бумажной прессы. Но она, к сожалению, все-таки сдает позиции.
Мы смотрели индекс проникновения печатной прессы по разным странам - в этом плане мы во многом проигрываем. Думаю, в том числе и благодаря неэффективности доставки. У нас утреннюю газету к кофе на завтрак даже в Москве с трудом можно получить. На следующий день - пожалуйста. А иногда пачкой за неделю в субботу, иногда за два месяца. Это, конечно, не устраивает читателей газет. Так что недостаточно решить проблему субсидий и тарифов на подписку. Если газета не будет приходить вовремя, ситуация не изменится.
Да и сам процесс подписки надо облегчить. Если бы у каждого почтового отделения был бы свой сайт в Интернете, можно было бы, не выходя из дома, оформлять подписку, оплачивать. Кстати, во всех независимых агентствах по доставке прессы такая операция возможна. А на "Почте России" - нет. Почему?
Николай Никифоров: Интернет-подписка обязательно должна быть создана, такая задача стоит. Скоро это будет реализовано. Более того, мы считаем, что почта вообще должна показать пример оказания электронных услуг в стране. Именно она сможет быть проводником идеи перехода преимущественно к безналичной форме оплаты. У почты есть инфраструктура на местах, ее отделения можно использовать для подачи заявлений на банковские карты.
На почту нового типа мы возлагаем много высокотехнологичных надежд. Например, она может быть эффективной точкой получения государственных услуг, в частности, разрабатывается ряд проектов, позволяющих людям полноценно получать услуги по принципу одного окна, многофункционального центра и в отделениях почты, и даже в неких выносных кабинках, их еще часто называют инфоматами. Мы сейчас создаем более продвинутую версию этого устройства, которое позволяет человеку прийти с паспортом, с базовыми документами и, общаясь с оператором, получить большую часть государственных и муниципальных услуг. Это сейчас очень востребовано.
А есть ли вообще страны, где почта может работать безубыточно?
Николай Никифоров: Мы изучали работу почты многих стран мира. Самый яркий пример американский, где субсидия государства составляет 15 миллиардов долларов в год, а у почты в наличии примерно 260 тысяч автомобилей. У нашей в десять раз меньше. В США есть дороги, по которым сотрудники почты могут проехать ко всем населенным пунктам. В России, как я уже говорил, для доставки почты нужно проходить болота, плыть на лодке, на балансе нашей почты имеются даже олени.
Россия уникальная страна. Нельзя взять какую-то модель и перенести к нам. Это касается не только почты. У нас есть своего рода инфраструктурный налог на транспортную удаленность. Где-то есть населенные пункты, куда не приходят оптико-волоконные линии связи. Их нет в пяти регионах, значит, там нет и скоростного Интернета.
Думаю, мы найдем подходы, как сделать работу почты эффективной и рентабельной. Но они в основном будут связаны с тем, что она должна оказывать новый объем услуг при том же количестве отделений, что сейчас, и с тем же числом персонала, который надо обеспечить достойной зарплатой. Это электронные услуги, госуслуги, различные виды доставки. И, самое главное, мы ожидаем совершенно фантастический рост объемов доставки товаров электронной коммерции. Он уже идет, мы видим, что упускаем те темпы роста, которые видим по другим странам. Ориентиры у нас такие: сегодня выручка у почты 120 миллиардов рублей, а должна быть минимум 240.
Связист на крыше
Премьер-министр Дмитрий Медведев на прошлой неделе проверял качество связи в Москве. По его словам, с 1999 года мало что изменилось. Дело в качестве сигнала или в скудном наборе услуг?
Николай Никифоров: Есть целый ряд проблем. Проблема первая. Операторам достаточно сложно располагать свои базовые станции на объектах инфраструктуры. Им постоянно пытаются повысить тарифы, прогнать с тех или иных домов, потому что товарищество собственников жилья (ТСЖ) приняло такое решение. Их пытаются прогнать с объекта государственной инфраструктуры, потому что нужно проводить аукцион, а все это очень долго и сложно.
Проблему нужно решать комплексно. И Москва уже сделала серьезный шаг. В конце прошлого года столичное правительство определило примерно 725 точек установки оборудования сотовых операторов на объектах городской инфраструктуры. Остался вопрос тарифа, но уже нет дискуссии, можно или нельзя там размещаться.
В феврале минкомсвязь планирует повторно вынести вопрос реформы почты на рассмотрение главы правительства
Проблема номер два. Она связана с частотами. Москва как крупнейший мегаполис испытывает наибольшие трудности с частотным ресурсом. Он очень сильно фрагментирован. Это приводит к обрывам связи.
Третья проблема является типичной для России. Она связана с определенными ограничениями со стороны министерства обороны, которых в Москве больше, чем в других городах России. Это тоже ограничивает частотный ресурс, доступный операторам. Мы во взаимодействии с операторами разрабатываем комплексный план, включающий технологические и частотные новации, в том числе задействование новых диапазонов, что поможет ослабить остроту проблемы. Мы рассчитываем, что в обозримой перспективе нам удастся добиться ощутимого улучшения качества связи в столице.
А обозримое будущее - это когда?
Николай Никифоров: Я считаю, это один - два года. Отдельной задачей минкомсвязи является обеспечение качественной связью аэропортов и аэроэкспрессов. Мы хотим, чтобы связь на этих транспортных артериях работала идеально.
И в Подмосковье?
Николай Никифоров: Мы уже обсудили вопросы связи с новым исполняющим обязанности губернатора. У нас активный деловой контакт, думаю, по Подмосковью тоже удастся добиться хороших результатов. Особое внимание уделяется автомобильным трассам, въездам, выездам из города.
Дети гаджетов
Минкомсвязь единственное министерство, которое напрямую отвечает за коммуникации между людьми. За последние несколько лет выработалось квазичеловеческое общение с помощью социальных сетей. Утрачивается навык реального, нормального общения. Вас это не тревожит?
Николай Никифоров: Тревожит. Но новые технологии всегда меняли уклад жизни. Начиная от изобретения колеса, парового двигателя до того момента, когда открыли нефть и газ, что, пожалуй, сыграло самую драматическую роль в истории человечества.
Сегодня люди не мыслят себе качественную жизнь без эффективных коммуникаций. Мы боремся за проникновение широкополосного доступа, чтобы он приносил в каждое домохозяйство быстрый Интернет, большое количество каналов телевидения, желательно еще и высокой четкости, и другие услуги. Ограничение доступа к современным средствам общения вряд ли будет правильным путем. На мой взгляд, лучше усиливать присутствие духовных и культурных составляющих в жизни человека.
Сегодня интернет-классы есть практически в каждой школе. А в Сети можно такого понабраться... Как и кто обеспечивает безопасность Интернета для школьников? Могут ли родители уследить за своими детьми?
Николай Никифоров: Доступ к ряду интернет-ресурсов в школах ограничен, где-то это делается централизованно на федеральных ресурсах, где-то этим занимается местный или региональный провайдер.
В сентябре прошлого года начали блокировать ресурсы с вредной для детей информацией - пропаганда наркотиков, суицида, порнография... Теперь часть этого контента перекочевала в блоги. Их тоже будете закрывать?
Николай Никифоров: К тем инициативам, которые в России были приняты, поначалу относились по-разному. Были и упреки, что это некая государственная цензура. Но вот прошло несколько месяцев. На мой взгляд, проект зарекомендовал себя с положительной стороны. Вряд ли найдется в стране человек, который хотел бы, чтобы дети, да и взрослые имели доступ к вредной информации.
Серьезные ресурсы, сайты, особенно зарубежные, очень трепетно относящиеся к своей репутации, сами фильтруют контент. И если где-то на какой-то странице кто-то что-то разместил, связанное потенциально с наркотиками, суицидом, детской порнографией, то они моментально вычищают эту информацию. Вот это главное - превентивная роль Реестра сайтов с нежелательной информацией, она ключевая. Нет цели блокировать все и вся, конечно, мы будем совершенствовать и постановление правительства, и приказ, но в целом та модель, которая была выработана, действительно правильная. С точки зрения государственного регулирования мы обеспечиваем правила игры, эффективность в общем публичном пространстве.
С блогами, куда сейчас уходит противоправный контент, ситуация другая. И здесь основная борьба должна быть не с блокированием информации, а с поисками тех преступников, которые совершают правонарушения, размещая вредоносный контент. Здесь нужно серьезно объединить усилия связистов и правоохранительных органов, причем на международном уровне, потому что сама природа Интернета стирает административные и территориальные границы. Получается так, что за преступником мы бегаем по нескольким странам. Сегодня в виртуальном пространстве нет такой эффективной системы, как Интерпол в реальном мире. И сегодня с коллегами на самых разных международных мероприятиях мы обсуждаем возможность создания такого международного института.
Нет документа? И не надо!
В регионах уже полгода государственные и муниципальные органы не имеют права требовать справки у граждан и обязаны сами обмениваться документами при оказании госуслуг в электронном виде. Многие регионы сомневались, что система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) эффективно заработает. Заработала?
Николай Никифоров: Процесс идет, окончательно отладка систем еще не завершена. Для нас очень важно, чтобы базовый набор всех сервисов госуслуг эффективно работал. С 1 июля жители страны действительно имеют право не приносить с собой всякие дополнительные справки. Но пока ситуацию в регионах спасает то, что большая часть граждан все равно по старинке их приносит. В противном случае ведомства вынуждены были бы запрашивать друг у друга эти бумажные справки, если внедрение СМЭВ еще не завершено.
В целом запуск федеральных сервисов в этой системе оцениваем как достаточно успешный. Сегодня 90 процентов из них стабильно работают, они протестированы и регионы их используют. Каждый месяц растет количество запросов в рамках СМЭВ. В декабре их было более 6 миллионов, в январе уже 7,5 миллиона запросов. К концу года количество запросов, поступающих за месяц, увеличится примерно в 10 раз и будет составлять около 60 - 70 миллионов.
А как дела в регионах?
Николай Никифоров: Там сейчас работают над предоставлением именно региональных сведений, когда уже у них запрашивают федеральные структуры. На местах должны быстро отвечать на такие запросы.
Задача сложная, потому что необходимо провести работу на местах, по сути, дойти до каждого поселения, где в бумажном архиве лежит справка, которая является ответом на поступивший электронный запрос. И служащий, чтобы ответить на него, должен достать из архива документ и перенести данные с него в компьютер. То есть вбить ответ, подписать его своей электронной подписью. И при этом он несет ответственность за переданные данные. В таком режиме пока и будет работать наше электронное взаимодействие.
С 2013 года базовые затраты по региональной инфраструктуре взяли на федеральный уровень, это примерно 15 миллионов рублей в расчете на каждый регион, а в целом на реализацию проекта по всей стране будет выделено около одного миллиарда рублей. Весьма существенные средства, которые мы высвободили у регионов, чтобы они могли их использовать на решение поставленных задач, предоставлять собственно электронные услуги, создавать полезные сервисы.
Планируется изменить алгоритм взаимодействия с исполнителями проекта, операторами связи?
Николай Никифоров: Мы серьезно думаем над тем, как правильно построить работу, в частности, по развитию и портала госуслуг, и СМЭВ. Считаем, что должны применяться конкурсные подходы, когда не просто единственный исполнитель все получает автоматически, а есть определенный элемент конкуренции.
Сейчас при всех минусах СМЭВ работает, но потенциал роста, безусловно, у этой системы огромный.
Мечта в формате 4G
Если немножко помечтать: каким вы видите общество мегаполиса в будущем? Какие коммуникационные направления получат приоритетное развитие?
Николай Никифоров: Наша задача обеспечить доступ к инфраструктуре. И мы обеспечим. Что произойдет в стране, когда в каждую квартиру придет оптико-волоконная связь, каждый крупный населенный пункт будет охвачен сотовой связью или связью 4G, когда с помощью мобильных устройств можно подключаться к Сети? Это переформатирует такие привычные сферы, как телевидение. Оно уже уходит из эфира в кабель, в дальнейшем оно станет гораздо более интерактивным. Это будет телевидение высокой четкости, персонализации, когда пользователь сам выбирает контент.
Новые технологии, Интернет дадут новые возможности для организации труда. Многие предпочтут дистанционную работу - не обязательно сидеть в офисе. Если вы посмотрите на многие офисы западных компаний, находящихся в Москве, их отличает то, что это, по сути, некое открытое пространство с большим количеством столов, которые даже не приписаны к конкретному сотруднику. Нечто подобное будет происходить и с российскими предприятиями.
Наша задача с помощью Интернета дать людям возможность для ведения бизнеса, качественного образования, развития здравоохранения, что особенно важно для России. Мы с вами уже говорили про ее необъятные просторы. Если бы не было сетей передачи данных, то разрыв между территориями в социально-экономическом развитии был бы просто колоссальным. Интернет уже неизбежная часть нашей жизни, и он будет только развиваться.
Между тем
Внутрисетевой роуминг в России могут отменить уже в этом году. И, приехав в любой город страны, можно будет говорить по сотовому телефону по местным тарифам. "Законодательство хотят изменить так, чтобы не было надбавки за право использовать свою сим-карту, - передает пояснения главы минкомсвязи Николая Никифорова "Интерфакс". - Тогда жители не станут набивать карманы сим-картами для поездкти в разные города и постоянно меняли их в своих телефонах Такая инициатива уже обсуждается".
Ренат Закиев, Елена Кукол, Татьяна Панина, Татьяна Шадрина
Источник: Российская газета