Коммуникационная группа ZenithOptimedia оценила развитие новых медиа на 19 крупнейших digital-рынках мира. В этом рейтинге Россия находится на последнем месте, тогда как лидерами являются Норвегия, Франция и Голландия с показателями проникновения в 40% и 35%. В целом Западная Европа задает тренды в области новых медиа: пятерка крупнейших мировых держав по цифровым медиа полностью представлена странами из данного региона.
По прогнозу ZenithOptimedia, к 2015 году на первое место поднимутся Нидерланды с 65%, Франция останется на втором месте с 60%, а на третье встанет Ирландия с 50%. Сейчас она находится в середине рейтинга, но популярность новых технологий у ирландцев растет быстрыми темпами. Проникновение новых медиа в России вырастет с 7,3% в 2012 году до 11% в 2015, однако наша страна останется на 19 строчке.
Самым развитым неевропейским рынком в рейтинге является Канада (6 место). Самый высокий рейтинг из стран Восточной и Центральной Европы у Венгрии (16 место). В 2015 году в топ-10 будет присутствовать семь западноевропейских держав, считает ZenithOptimedia.
По степени развития digital-технологий лидером являются смартфоны с долей в 35,5% от всех новых медиа в 2012 году. По прогнозу группы, в 2015 году их доля увеличится почти вдвое – до 72%. При этом в Швеции, где сейчас смартфоны имеют проникновение в 72%, эта цифра за два года вырастет до 93%.
В 2012 году планшеты являлись второй по популярности digital-технологией. Их средняя доля по 19 рынкам составляла 5%, однако превышала 15% в Австралии, Франции, Голландии и США. К 2015 году средняя доля «таблеток» вырастет до 13%, а во Франции и Ирландии приблизится к 50%.
В России телевидение продолжает оставаться самым популярным медиа. По данным TNS взрослые в среднем проводят около 233 минут ежедневно у экрана телевизора, а в интернете всего 44 минуты. Тем не менее, за последние три года время пребывания в интернете увеличилось в 2,5 раза и продолжает расти.
Чтение газет и журналов падает – как с точки зрения аудитории, так и времени. Печатные издания постепенно заменяются онлайн-версиями газет и журналов, особенно у молодежной аудитории. Кинотеатры также теряют популярность благодаря развитию онлайн-видео.
Самой популярной онлайн-активностью в России продолжает оставаться поиск. В 2011 году им регулярно пользовались 70,5% россиян. Второе место занимает электронная почта (62,5%), третье – социальные сети (43,3%).
В 2012 году ежедневный охват интернета среди людей в возрасте от 12 до 34 лет превзошел показатели телевидения (87% интернет против 67% ТВ). Однако этот показатель все еще мал у людей старшего возраста – 13% против 86% в возрасте 55+ и 51% против 80% у 35–54.
Facebook и Google пока не настолько популярны у россиян, как «ВКонтакте» и «Одноклассники». У Twitter на данный момент около 4 млн пользователей, но ежедневный охват низок, а рост ограничен слабым проникновением смартфонов и планшетов.
Крупнейшей поисковой системой остается «Яндекс», однако популярность Google растет, особенно у молодежи. Крупнейшей почтовой системой является Mail.ru – самая старая по времени возникновения система, чем, во многом, и обусловлен ее успех.
В 2011 году общий объем рекламы на мобильных телефонах составил лишь 200 млн рублей. Однако по итогам 2012 года ожидается рост расходов на 100–200%. До 35–40% этого рынка обеспечивают крупные рекламодатели. Ключевые каналы – мобильный поиск, дисплейная реклама, интегрированные решения, приложения, SMS и MMS.
С запуском формата 4G в прошлом году ожидается рост Rich media и мобильного видео. Текущая стоимость за клик в мобильной рекламе почти в 3–4 раза ниже, чем в интернете. Средняя выручка в пересчете на одного пользователя для мобильной рекламы составляет 13,8 рубля против 428 рублей в банерной интернет-рекламе.
Крупнейшие страны мира по проникновению новых медиа
№ |
2012 |
Проникновение (%) |
№ |
2015 |
Проникновение (%) |
1 |
Норвегия |
38,8 |
1 |
Голландия |
65,1 |
2 |
Франция |
35,7 |
2 |
Франция |
60,8 |
3 |
Голландия |
35,1 |
3 |
Ирландия |
50,2 |
4 |
Швеция |
31,3 |
4 |
Норвегия |
48,2 |
5 |
Дания |
31,2 |
5 |
Канада |
47,7 |
6 |
Канада |
30,5 |
6 |
Дания |
46,8 |
7 |
Австралия |
24,6 |
7 |
Швеция |
42,9 |
8 |
Испания |
24,4 |
8 |
Австралия |
40,9 |
9 |
Южная Корея |
23,1 |
9 |
Южная Корея |
36,5 |
10 |
Великобритания |
23,1 |
10 |
Великобритания |
34,0 |
11 |
Ирландия |
21,0 |
11 |
Испания |
33,7 |
12 |
США |
19,4 |
12 |
Израиль |
32,9 |
13 |
Израиль |
18,5 |
13 |
Китай |
32,7 |
14 |
Китай |
14,3 |
14 |
США |
30,8 |
15 |
Германия |
13,2 |
15 |
Япония |
29,9 |
16 |
Венгрия |
12,9 |
16 |
Бразилия |
26,9 |
17 |
Бразилия |
11,2 |
17 |
Германия |
22,1 |
18 |
Япония |
9,8 |
18 |
Венгрия |
19,7 |
19 |
Россия |
7,3 |
19 |
Россия |
10,9 |
Ирина Милош
Источник: Sostav.ru