Вот уже два года столица пытается разобраться с мелкой розницей. Когда же у властей дойдут руки до нормальных магазинов? Намерены ли они взять под контроль качество продуктов на прилавках? Какие кафе и рестораны появятся не только в центре, но и в спальных районах города? На эти и другие вопросы читателей газеты ответил в ходе "Делового завтрака" в "РГ" руководитель департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.

Как сообщил недавно заммэра по вопросам экономической политики и развития Москвы Андрей Шаронов, за 2012 год в Москве стало меньше на 10 тысяч торговых объектов. Но столица и без того не блистала обеспеченностью их площадями - по этому показателю она уступает не только Европе, но и многим российским городам. Санкт-Петербургу, Казани, Екатеринбургу... Это вас беспокоит?

Алексей Немерюк: Безусловно. На тысячу населения в Москве приходится 794 квадратных метра торговых площадей. Чуть больше, чем было до присоединения к Москве новых территорий, где есть районы, имеющие и по 16 тысяч квадратных метров на тысячу жителей. Но в рамках старой Москвы есть и такой район, как, например, Ростокино на северо-востоке столицы с его 282 квадратами или Восточное Измайлово со 159 квадратами на тысячу жителей. Между тем, даже по российским нормативам должно быть не менее 709 квадратных метров. Хотя этот показатель вдвое меньше, чем в среднем в Европе. Чтобы преодолеть отставание, мы ставим задачу к 2016 году выйти на 1200 квадратов на тысячу жителей. Безусловно, это амбициозная задача, так как плотность проживания в Москве в 4 раза больше, чем в Берлине, и в 3,5 раза - чем в Париже.

Вы хотите сказать, что у нас не магазинов мало, а москвичей много?

Алексей Немерюк: Теперь уже и магазинов мало. Дело в том, что в последние десятилетия основной упор делался на строительство жилья, которое быстрее всего окупается. Торговля с точки зрения инвестиций тоже привлекательная сфера, но о ней все-таки вспоминали во вторую очередь. Да и пытались решить этот вопрос с помощью мелкой розницы. Что тоже понятно: вложений можно сделать минимум, а прибыль получать большую. Вот и заросла Москва ларьками как ракушками. Где еще в Европе встретишь такую картину? Мы начали потихонечку наводить порядок. За последние два года сократили количество киосков с 22 тысяч до 11 тысяч.

Ушли те прежде всего объекты, которые мешали движению транспорта и пешеходов, располагались вблизи станций метрополитена или на транспортно-пересадочных узлах.

Самым важным стало введение единых правил размещения этих объектов, устранение коррупционной составляющей при распределении мест, закрепление за предпринимателями твердых прав и таким образом создание цивилизованного вида всей мелкорозничной торговли. Помог в этом аукционный принцип распределения мест, что позволило отстранить чиновника принятия решения.

В существующую схему вошли объекты прежде всего социальной направленности. Хлеб, овощи, молоко, мясная гастрономия, печать, мороженое... Плюс, конечно, традиционные для Москвы сезонные развалы. Кстати, с 63% владельцев объектов просто перезаключили договора. Остальные разыграли на аукционах.

Следующий шаг властей - к стационарной торговле?

Алексей Немерюк: Да. 2013 год будет посвящен именно устранению дефицита стационарных магазинов. В городе выявлено более 500 зон или групп кварталов, где их существенно не хватает. А это ведь снижает качество жизни человека - невозможность купить поблизости продукты первой необходимости или получить нужную услугу. Как показывают недавние исследования мировой консалтинговой компании, по потреблению скоропортящихся продуктов - свежих овощей и фруктов, охлажденных мяса и рыбы, москвичи серьезно отстают от норм минздрава, а если сравнивать с потреблением в европейских странах, то разрыв еще больше. Страдают же от этого больше всего социально незащищенные слои населения, которые не имеют личного автотранспорта и не могут совершать покупки впрок. Им приходится довольствоваться сосисками, колбасой, консервами. Решить эту проблему можно, если матрица торговых форматов в городе будет насыщена всеми видами магазинов - гипермаркетами, магазинами шаговой доступности, небольшими магазинчиками узкой специализации и т. д.

В то же время некоторые из существующих объектов - универсамы, комиссионные магазины, давно не соответствуют рыночным реалиям. Так что еще предстоит разобраться, чего именно нам не хватает в каждом районе города. В процессе решения этой задачи, возможно, придется внести и какие-то будут корректировки градостроительных норм для упрощения строительства новых торговых объектов. Я имею в виду обязательное закрепление свободных помещений на первых этажах жилых домов под магазины, упрощенный порядок перепланировки нежилых помещений под объекты торговли и услуг. Надеюсь, сыграет свою роль так же инвентаризация имеющихся у города нежилых помещений и вовлечение их в оборот для наших нужд. Этой работой мы сейчас активно занимаемся вместе с департаментом городского имущества.

Как по вашему, реально преодолеть существующий дефицит магазинов?

Алексей Немерюк: По крайней мере прогнозных показателей по обеспеченности ими на 2012 год мы успешно достигли и даже превысили их на 2%. А сейчас департаментом городского имущества нам предложено еще более 900 помещений. Думаю, что скоро мы сможем выставить их на торги. Частично эти площади уйдут под общепит и развитие службы быта, но в основном как раз под магазины шаговой доступности, для того чтобы москвичи могли купить все необходимое неподалеку от дома. Тем более что жители нашего города любят заниматься шопингом. Как показывают опросы, в Европе лишь 25 - 50% покупателей делают покупки ежедневно, а в Москве - 62%!

Где гарантия, что выделенные помещения спустя какое-то время не превратятся из продовольственных магазинов в бутики с сумасшедшими ценами, как это произошло в Москве на улице Тверской в 90-е годы?

Алексей Немерюк: У нас действительно гораздо проще перепрофилировать помещение под другие цели, чем, например, в Лондоне, где я недавно побывал на семинаре.

Нам рассказали, что собственник любой новостройки в центре города там согласовывает с муниципалитетом, что можно разместить на двух первых этажах здания. Если муниципалитет определяет, что там нужнее всего магазин и ресторан, то собственник должен создавать комфортные условия для бизнеса, чтобы работали именно эти объекты. А если помещения незаконно будут перепрофилированы, то собственник может получить даже до двух лет лишения свободы.

Московские нормы не так суровы, но и у нас есть свой опыт решения этого вопроса. Договор заключается на значительный срок (5 - 10 лет), чтобы предприниматель мог планировать свой бизнес, но без права перепрофилирования. В случае же нарушения этого требования договор в одностороннем порядке расторгается.

А новые магазины строиться будут?

Алексей Немерюк: Безусловно. Тем более, что аналитики прогнозируют, что именно 2013 год станет благоприятным для инвестиций в торговую и складскую недвижимость.

По мнению экспертов, в Москве, как и в Санкт-Петербурге, ожидается позитивная динамика в строительстве торговых объектов. Предполагается, что объем ввода площадей в Москве может превысить показатели 2012 года в три раза. Причем, открываться в первую очередь будут качественные торговые объекты, что означает для отрасли фактически переход в новую эру. Это повлечет и новые требования в целом к торговле. Важно не просто построить торговый центр, но и чтобы обеспечить стабильную успешность проекта, профессионально управлять им. Например, правильно подбирать якорных арендаторов для населения с разными уровняли доходов, размещать по соседству с магазинами так называемые качественные сопровождающие услуги - детские комнаты и клубы, катки, киноцентры и прочие развлекательные заведения и т.д.

Такие центры разместятся опять где-нибудь на МКАД или еще дальше?

Алексей Немерюк: При всем дефиците земли в Москве предусмотрены участки под размещение крупных торговых объектов и на территориях в черте города. Например, в Хорошево-Мневниках. Есть разработки по размещению их на территориях промзон, ЛЭП и так далее.

Есть еще одна больная тема для москвичей. Просроченный товар чуть ли не в каждом магазине нагло стоит в первом ряду. Ценников штук пять на нем наклеено, и никому до этого дела нет. В круг обязанностей вашего департамента входит следить за тем, чтобы коммерсанты не торговали гнильем и не травили людей?

Алексей Немерюк: Функциями контроля раньше обладала городская Торговая инспекция, которая следила за соблюдением требований к качеству и безопасности продуктов в московских магазинах.

Потом она была упразднена из-за того, что ее функции и задачи Роспотребнадзора отчасти дублировались. По федеральному закону выходить на проверки юридических лиц Роспотребнадзор имеет право не чаще чем раз в три года. А на внеплановые только по согласованию с прокуратурой. Но количество жалоб в наш адрес на работу магазинов все больше, а механизмов контроля у нас никаких! Например, только за 10 месяцев 2012 года количество жалоб увеличилось в 3,2 раза по сравнению с тем же периодом 2011 года.

На что москвичи жалуются?

Алексей Немерюк: Да на все. Просроченный товар, обвес, пересортицу, грубость, грязь, на то, что продавцы сдачу не дают, а товар невозможно возвратить... Все подтверждается. Я лично побывал почти во всех сетевых магазинах и экономкласса, и элитных. Картина почти везде одинаковая.

И что же, так и смирились?

Алексей Немерюк: Я неоднократно собирал на совещания сетевиков, где они отчитывались о разных мероприятиях, проведенных с целью улучшения ситуации. Уверен: мы добьемся, чтобы права потребителей были защищены. Тем более что в московском Роспотребнадзоре сейчас новый руководитель Елена Андреева и у нас есть все для того, чтобы найти общий язык.

Может быть, есть смысл возродить торгинспекцию? Во времена СССР недобросовестные торговцы ее боялись...

Алексей Немерюк: Недавно было поручение премьер-министра страны о том, чтобы децентрализовать часть функций Роспотребнадзора и передать их на уровень субъектов РФ. Москва - среди 10 регионов, о которых шла речь. Сейчас обсуждается, как это оптимально сделать. Мы бы хотели возродить контрольную закупку, но более реальный вариант - выявление нами нарушений, а затем передача сведений в Роспотребнадзор для применения санкций. Хотя, повторю, проект пока в стадии обсуждения. Возможно, возродится торговая инспекция, возможно, управление Роспотребнадзора по Москве и вовсе будет переподчинено субъекту. В любом случае порядок надо наводить.

Алексей Алексеевич! Давайте поговорим еще о московском общепите. У нас на улице Правды находится два ресторана: один рыбный, куда без 6 тысяч рублей на двоих не сунешься, второй японской кухни, он чуть подешевле, но все равно дорогой. А в массе районов вообще нет ни одной точки. Это нормально?

Алексей Немерюк: Согласен, есть такая проблема. В Москве и в самом деле на 1000 жителей приходится лишь 43,3 посадочных места, это даже до норматива не дотягивает (60 посадочных мест на 1000 человек). Отстаем не только от Европы, но и от российских городов. В Санкт-Петербурге, например, 78 посадочных мест на тысячу жителей, Улан-Удэ - 61, Екатеринбурге - 49, Иркутске - 46,3... Вероятно, и с этим связано то, что только 30% москвичей регулярно посещают кафе и рестораны, да и вообще ресторанная культура у нас в зачаточном состоянии. И это при том, что доля затрат москвичей на общественное питание за последние 10 лет выросла в 6 раз, а сами затраты почти в 30 раз.

Значит, спрос есть! Дело за вами - помочь его удовлетворить...

Алексей Немерюк: Ресторанный бизнес очень сложный. Пока в Москве наиболее распространены сетевые предприятия. Мы разрабатываем сейчас новую концепцию развития общественного питания в городе. Пытаемся предусмотреть в ней все форматы, на которые есть спрос. Прежде всего семейные, детские кафе, куда можно пойти всей семьей. Таких у нас пока только 24% от общего количества ресторанов и кафе в городе. Под открытие новых предприятий планируем предложить часть из тех помещений, что подобраны департаментом городского имущества ( я о них уже упоминал).

В спальных районах тоже откроются? Ведь в большинстве таких отдаленных мест вообще нет никаких заведений!

Алексей Немерюк: Там общепиту трудно выжить. Люди рано утром уезжают на работу, поздно ночью возвращаются. А только по выходным предприятию очень сложно быть рентабельным.

Жители потому и не спешат домой, что пойти в своем районе некуда. Вот они идут в ресторан, кафе в центре города, а потом едут в Бибирево спать.

Алексей Немерюк: Москва город динамичный. Это в Европе важны традиции, привычки. А у нас все заведения - рестораны, кафе, ночные клубы, должны все время меняться, иначе становятся не интересными москвичам. Мы посчитали: жизненный цикл московского ресторана составляет не более 6 лет. Редко кому удается просуществовать дольше в том же формате, в котором он создавался. Вот с учетом этого обстоятельства и пытаемся привлечь все самое новое, интересное. В спальных районах делаем ставки на недорогие кафе, кофейни, где можно посидеть, поговорить, а в воскресенье сходить и с детьми. С вузами работаем по развитию студенческих столовых, чтобы ребята не давились бигмаками, запивая их кока-колой, а получали горячее питание. С префектурами, райуправами уже сейчас проговариваем развитие сети летних кафе. К марту готовим постановление правительства Москвы, в котором урегулируем вопросы, касающиеся их размещения на крышах, террасах, балконах. Надеемся, что, упростив включение таких кафе в схему размещения, сможем существенно увеличить число посадочных мест в общепите. При желании рестораны смогут превратить летние кафе в круглогодично действующие веранды, где зимой, скажем, может быть организован каток. Интерес со стороны бизнеса к этому есть.

 

Источник:  РГ (Федеральный выпуск) N6006 от 13 февраля 2013 г.