Составлением каталогов, контактами с изданиями и доставкой печатной продукции до почты занимаются подписные агентства. Это устоявшийся, существующий уже 20 лет рынок, на котором конкурируют 12 больших федеральных агентств и порядка 30 региональных. Однако очень скоро и рынок, и конкуренция могут исчезнуть - проект нового закона "О почтовой связи" ведет к полной монополизации услуги подписки.
Подписка на периодические печатные издания может быть включена в состав "универсальной услуги почтовой связи". Оказывать эту услугу можно только по лицензии. Лицензию, по идее, получить может любой желающий, только надо, чтобы у этого желающего были отделения почтовой связи и транспортно-сортировочные узлы во всех населенных пунктах Российской Федерации. Как ни крути, это "Почта России", и более никто. Так что после принятия закона не только агентства не смогут заниматься подпиской, но даже сами издания - все только через почту.
- Но у самой "Почты России" структур, которые могли бы заниматься подпиской, просто нет, - констатирует председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. - Это значит, что их придется создавать с нуля. Нанять людей, обучить их, закупить оборудование и программное обеспечение. Это обойдется почте не в один миллиард рублей, а лишних денег у почты нет.
Кроме того, полная реорганизация подписки должна занять два-три года. И по этому поводу распространители бьют тревогу. Ведь все это время нормально работающей системы по доставке газет и журналов читателям просто не будет.
- Если законопроект примут в нынешней редакции, то за два-три года переходного периода подписка исчезнет как класс, - предрекает Александр Оськин.
Последние годы доля подписки в распространении изданий растет. Точнее, число верных подписчиков остается практически неизменным, тогда как продажи газет и журналов в киосках падают. Сейчас около трети читателей подписчики. В Америке, например, ситуация совсем другая.
- Там почта доставляет 85% тиражей прессы, - рассказывает Александр Оськин. - В США государство выделяет 8 млрд долларов в год на покрытие убытков почты, поэтому доставка периодических изданий здесь стоит дешево. При этом никакой монополии на подписку нет. Вообще, ни в одной стране в мире почта не занимается подпиской.
У нас государство тоже выдает почте субсидии, но совершенно несравнимого объема - порядка 3 млрд рублей в год, или около 2 рублей на одно доставленное издание. Почтовики постоянно жалуются, что им этих сумм не хватает. Не так давно приводились такие цифры: с 2008 по 2011 год "Почта России" потеряла на подписных изданиях более 14,7 млрд рублей. А дотаций от государства получила на 10,6 млрд. Остальные деньги пришлось компенсировать из собственных средств почты.
- Инициаторы включения подписки в состав универсальной почтовой услуги, видимо, считают, что будет установлен государственный тариф, придет государственное финансирование и подписка подешевеет, - комментирует заместитель генерального директора ООО "Межрегиональное агентство подписки" Александр Петренко - Но на другие почтовые услуги большого притока бюджетных средств что-то не наблюдается. Когда законопроект обсуждался в Общественной палате, представитель Минсвязи объяснил, что тарифы только вырастут.
Естественно, став монополистом, "Почта России" попытается любым способом компенсировать выпадающие из-за подписки доходы и сделать тарифы более экономически обоснованными. Плюс придется компенсировать стоимость создания собственной службы подписки. А значит, подписчики в скором времени должны будут раскошелиться.
В принципе, в самой почтовой службе этого и не скрывают. В минувшем декабре глава "Почты России" Александр Киселев уже говорил, что законопроект создает риск увеличения цен. Его зам Игорь Мандрыкин недавно заявил журналистам, что "если все положения закона будут приняты и "Почта России" станет оказывать услуги подписки как универсальный оператор, возникает вопрос о принципах тарификации и об источниках инвестиций для развития института подписки".
У разбитого корыта останутся еще и службы, осуществляющие курьерскую доставку вне системы почты, - так называемые альтернативные подписные агентства. Это самостоятельный сегмент рынка, обслуживающий корпоративных клиентов и состоятельных граждан.
- В этом сегменте почта сейчас проигрывает, и он в случае принятия закона тоже будет монополизирован ею, - констатирует Александр Петренко.
Почему в отношениях с обеспеченными клиентами "Почта России" проигрывает, гадать не приходится. Все, кому доводилось иметь дело с этой организацией, знают о качестве ее услуг не понаслышке. Так вот, нет ни малейших оснований думать, что создаваемое при почте монопольное подписное агентство будет работать лучше, чем агентства работают сейчас, в условиях конкуренции. Скорее, все будет ровно наоборот. Кстати, не стоит забывать, что "Почта России" и сейчас имеет все возможности для того, чтобы заняться подпиской. Но что-то не рвется она это делать.
Никита Аронов
Источник: Мир Новостей №8 от 12 февраля 2013 года