Подписка на газеты и журналы в России может рухнуть

Проблемы института подписки на прессу в России очевидны и не меняются уже много лет. Это и повышенный по сравнению с розницей НДС (18% против 10%). И застарелая проблема со стоимостью транспортировки периодики на огромных российских территориях. И долгие сроки доставки подписных тиражей, которые сделали бессмысленной подписку на ежедневную прессу.

Зачастую виновником этих проблем назначается почта. И это мнение, к нашему глубокому сожалению, разделяют не только читатели, не знакомые со структурой подписного рынка, но и некоторые издатели.

А ведь "Почта России" - серьезный системообразующий государственный институт с массой своих нерешенных проблем. Половина отделений почтовой связи не имеют устойчивых каналов коммуникации с центром, плохо обстоит дело и с их компьютеризацией. Крайне медленно идет модернизация ведомства. Из-за отсутствия необходимых средств отделения связи закрываются или переводятся на работу  по сокращенному графику: один - два раза в неделю. И все вышеперечисленные проблемы с подпиской действительно есть. Доставка изданий осуществляется в ряде районов из рук вон плохо, что неудивительно - эта услуга для почтовиков, несмотря на целевые субсидии государства, является наполовину убыточной. Аналогичные "Почте России" ведомства в других странах пользуются большим вниманием и поддержкой со стороны властей. У нас же Минфин на 2013 год сократил финансирование почты на 2,5 млрд. рублей.

В общественном сознании бытует миф о безупречной работе института подписки в советские времена, когда почта якобы сопровождала прессу от издательства до читателя, и этот способ организации подписного рынка был так хорош, что и сейчас неплохо бы его возродить. Но отказаться от жизненно важных услуг подписных агентств (а их в стране несколько десятков) и взвалить на почтовиков дополнительные затраты по работе с подписными изданиями означает ликвидировать рыночные отношения в этом сегменте, то есть по сути национализировать его. А это не только не поможет решить объективные проблемы, но и окончательно развалит институт подписки, серьезно ударит по почтовому ведомству. Кроме этого, многие не знают, что почта никогда не занималась деятельностью по подписке, а лишь брала на себя функции доставки и экспедирования.

Если вернуться к истории института подписки в России, то, действительно, поначалу обязанность централизованного распространения и экспедирования советских изданий была возложена на отдел наркомата почт и телеграфов - Центропечать. Но уже в 1932 го--ду функциями организации подписки было наделено специально учрежденное Центральное управление распространения печати "Союзпечать", которое занималось организацией подписки по всей стране и частично - доставкой тиражей. Функции экспедирования вернулись к почтовым учреждениям в 1953 году, а сама Союзпечать занялась выстраиванием структуры организации и сбора подписки, а также розничными продажами через киоски.

В 1992 году президентским указом при Министерстве связи было создано Федеральное управление почтовой связи. ЦРПА "Союзпечать" было акционировано: розничные (киосковые) предприятия стали самостоятельными (частными) во всех городах и регионах России. Таким образом создался конкурентный рынок розничных продаж прессы. Часть ЦРПА "Союзпечать", занимавшаяся подпиской, также была акционирована. А логистической базой подписки, как и в советское время, осталось почтовое ведомство - "Почта России". В этом сегменте распространения печати начала образовываться конкурентная среда. В 1993 году свою первую подписную кампанию провело "Агентство подписки и розницы", довольно быстро отвоевавшее у Роспечати четверть рынка. К концу 1990-х годов в России существовало уже около десятка подписных агентств.

В начале 2000-х годов наметилась тенденция к сокращению числа подписчиков на печатные СМИ, их в процентном отношении в рознице стало реализовываться больше, чем по подписке. Импульсом к оживлению рынка стало появление в 2001 году "Межрегионального агентства подписки" с новой подписной концепцией, предполагающей, что многие проблемы можно решить адаптацией условий подписки и доставки под каждый регион. А инструментом решения стал выпуск региональных каталогов. При таком подходе появилась возможность рассчитывать и публиковать конечную подписную цену, что удобно и для подписчика, и для работника почты. В это же время серьезные реформы провела и почта. Так, в 2003 году было создано ФГУП "Почта России", началась централизация филиалов, создание единой почтовой службы страны. Такая реформа позволила почте проводить единую политику на всей территории России, это был шаг на пути к надлежащему управлению и единому качеству услуг на всей территории страны.

На российском рынке сегодня существует 12 подписных агентств, которые собирают подписку через почту по трем конкурентным каталогам. Кроме того, в сегменте работают более двух десятков так называемых альтернативных агентств, которые собирают подписку вне системы почты. Есть примеры и редакционной подписки - заказы собирают сами печатные СМИ, а доставка до потребителя осуществляется либо почтовыми бандеролями, либо по собственным каналам редакции.

Разумеется, в сфере подписки есть проблемы, которые невозможно решить без прямого и активного вмешательства государства. Это, например, изменение ставки НДС, сокращение сроков доставки за счет выстраивания новых каналов экспедирования; снижение подписных цен за счет тарифов на доставку, которые, видимо, должен субсидировать федеральный бюджет, как это происходит во многих странах мира. Но и издатели не должны оставаться в стороне, их задача - не только создать интересный продукт, но и выработать эффективную маркетинговую стратегию. Не менее важно и продуктивное сотрудничество с подписными агентствами и почтой.

В последнее время в отрасли развернулась оживленная дискуссия вокруг законопроекта "О почтовой связи" и конкретно тезиса о подписке. Отрасли навязывается мнение небольшого круга издателей о необходимости передать почте весь комплекс услуг по подписке, т. е. придать "Почте России" все признаки монополиста в данной сфере. Однако это предложение по сути разрушает рынок и грозит уничтожить весь институт подписки.

Между тем самые успешные примеры организации института подписки, в частности американский (в 2012 го-ду на фоне падения розницы подписка в США медленно, но росла), демонстрируют эффективность разделения обязанностей. В Америке, да и в Канаде, Франции и многих других странах, почта занимается только и исключительно доставкой подписных тиражей. Организацию и сбор подписки осуществляют специализированные агентства или сами редакции.

Этого пути нужно придерживаться и России. Позволим себе напомнить, что такое разделение было и в советское время. По нашему глубокому убеждению, в стране необходимо не только сохранить рынок подписки, но и осуществить комплекс мер по совершенствованию данного института, сосредоточив на этом усилия издателей, подписных агентств, "Почты России" и государства. Только объединив усилия на этом важном направлении, мы сможем решить кардинальные задачи роста подписки на газеты и журналы в России.

Д. В. МАРТЫНОВ, президент Ассоциации распространителей печатной продукции; А. В. ОСЬКИН, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции.

 

Источник: Московская правда