На вопросы журналистов в редакции "РГ" ответил глава минкомсвязи Николай Никифоров.
Николай Анатольевич, говорят, что стоимость подписки на газеты и журналы вырастет чуть ли не вдвое. И вроде как из-за того, что государство не намерено субсидировать ее.
Николай Никифоров: Мы считаем, что поддержка именно печатных СМИ через субсидирование услуг почты, это крайне важная задача. И никаких резких решений, о которых вы сказали, здесь быть ни в коем случае не может. Необходимый объем субсидий заложен в бюджете на этот год, их планируется сохранить и в последующие годы. Действительно, подписка приносит "Почте России" очень большие убытки. И это несмотря на субсидии, которые сегодня достигают 3 млрд рублей в год.
Многие жалуются на качество почтовой доставки. Как же изменить ситуацию?
Николай Никифоров: Думаю, мы найдем подходы, как сделать работу почты эффективной и рентабельной. Но они в основном будут связаны с тем, что она должна оказывать новый объем услуг при том же количестве отделений, что сейчас, и с тем же числом персонала, который надо обеспечить достойной зарплатой. Это электронные услуги, госуслуги, различные виды доставки. И, главное, мы ожидаем фантастический рост объемов доставки товаров электронной коммерции. Он уже идет, мы упускаем те темпы роста, которые видим по другим странам. Ориентиры у нас такие: сегодня выручка у почты 120 млрд рублей, а должна быть минимум 240 млрд.
Мы сейчас завершаем разработку финансовой модели инвестиционного плана модернизации почты в рамках законопроекта "О почтовой связи". Специально упоминаю это слово - инвестиции, а не просто субсидии. Потому что субсидиями мы разово компенсировали те или иные затраты. Инвестиция же подразумевает определенную возвратность и окупаемость бизнес-проекта. По оценкам затраты, необходимые на качественную модернизацию "Почты России", составляют 100 млрд рублей. Мы сегодня выбираем те направления, имеющие государственное, социальное значение. И уже в феврале планируем повторно вынести этот вопрос на рассмотрение председателя правительства. Напомню, что первое совещание по этому поводу состоялось в декабре 2012 года. Мы считаем, что роль почты не только в доставке писем, газет и журналов. Она еще и выполняет роль товаропроводящей сети. Жители страны заказывают себе самые разные товары, в том числе из-за рубежа, которые доставляются почтой.
Кто-то использует "магазин на диване", кто-то - электронную коммерцию. Почта - это еще и возможности для малых предпринимателей, которые живут в каком-то небольшом населенном пункте. Если такой предприниматель начинает производить конкурентоспособную по ценам и качеству продукцию, то, не выезжая из своего населенного пункта, он может работать на всю страну, а в перспективе на весь мир. Важно сделать так, чтобы почта как товаропроводящая сеть эту задачу эффективно решала. Это поможет повысить ВВП страны, так как мы создадим инфраструктуру для экономического роста.
Почтальон за штурвалом
В конце прошлого года у почты появился свой самолет. Где он сейчас доставляет посылки?
Николай Никифоров: Работает на территории Хабаровского края. Сибирь, Дальний Восток - это необъятные просторы, огромные территории, низкая плотность населения. Но это наши жители, наши города, наши населенные пункты. Там тоже должна работать "Почта России".
Понятно, что на этих территориях может работать только авиация. Но проблема в том, что почтовый груз не берут на борт коммерческие перевозчики, которые работают по Сибири и Дальнему Востоку. Очевидно, что пассажир или какой-то выгодный груз, например, цветы к 8 Марта, всегда будут приоритетней любой почтовой посылки. В итоге почта лежит, накапливается огромными объемами (в таких городах, как Хабаровск, Красноярск, Якутск, речь идет о десятках тонн) и ждет своей очереди на отправку.
Так что очевидно, что почта должна использовать собственную авиацию, но не владеть самолетами, а заказывать услугу доставки. При этом воздушное судно надо зафрахтовать, покрасить в фирменные цвета. Кстати, когда такие самолеты начнут летать регулярно в отдаленные территории, у них появится дополнительная работа. Уже есть много обращений от местных медиков, которые просят также доставлять медикаменты.
Сигнал для связиста
Когда в Москве будет нормальная сотовая связь?
Николай Никифоров: Думаю, уже через год-два. Отдельная задача минкомсвязи - обеспечение качественной связью аэропортов и аэроэкспрессов. Мы хотим, чтобы связь на этих транспортных артериях работала идеально.
Каждый школьник хочет бродить по Сети. Сегодня интернет-классы есть практически в каждой школе. Как и кто обеспечивает безопасность Интернета для школьников? Могут ли родители уследить за своими детьми?
Николай Никифоров: Доступ к ряду интернет-ресурсов в школах ограничен, где-то это делается централизованно на федеральных ресурсах, где-то этим занимается местный или региональный провайдер.
Серьезные ресурсы, сайты, трепетно относящиеся к своей репутации, фильтруют контент. И если на какой-то странице кто-то что-то разместил, связанное с наркотиками, суицидом, детской порнографией, то они моментально вычищают эту информацию. Вот это главное - превентивная роль Реестра сайтов с нежелательной информацией. Нет цели блокировать все и вся. Конечно, мы будем совершенствовать и постановление правительства, и приказ, но в целом выработанная модель, мне кажется, правильная. С точки зрения госрегулирования мы обеспечиваем правила игры, эффективность в общем публичном пространстве.
Татьяна Шадрина
Источник: Российская газета