400 рублей за пачку жвачки?

Аренда помещений в подземных переходах может вырасти в 20 раз

В Московской торгово-промышленной палате (МТПП) провели «круглый стол», на котором обсудили текущее положение дел столичных предпринимателей. Дело в том, что на фоне многочисленных разговоров о развитии малого и среднего предпринимательства в России в Москве происходят удивительные вещи. А именно, ГБУ «Гормост» повышает стоимость аренды помещений в подземных переходах. При этом от самого «Гормоста» никаких объяснений столь странным, на мой взгляд, действиям мне получить не удалось.

России не нужен малый бизнес?

В Московской ТПП прошло расширенное заседание Комитета по развитию оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, в ходе которого председатель Комитета по развитию оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг Михаил Мандалян рассказал следущее.

— Сегодня острейшая проблема возникла у предпринимателей, осуществляющих торговлю в подземных пешеходных переходах столицы. Бизнесмены получили от арендодателя —Государственного бюджетного учреждения города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений «Гормост» — уведомления о расторжении действующих договоров и предложение о заключении новых, где ставка арендной платы увеличена от 1000 до 2000 процентов. Данная ситуация противоречит принятым городом нормативно-правовым актам.

Сообщили, что стоимость маленького закуточка в подземном переходе стоит в среднем 120 тысяч рублей в год. Если стоимость аренды подорожает в 20 раз, то средняя плата за помещение составит около 2,5 млн рублей. Тогда большинство предпринимателей уйдут, а те, которые останутся, взвинтят цены, что скорей всего будет способствовать резкому скачку инфляции.

Вообще же, предприниматели недоумевают: откуда появилась такая идея, как повысить аренду в 20 раз? Кому это может быть выгодно? То, что «Гормост» хочет просто побольше заработать, точно не так. Ведь после такого резкого повышения ставок все предприниматели разбегутся. Значит, «Гормостом» движет другая цель. Но какая?

Попробуем порассуждать логически, кому это может быть выгодно. В принципе, избавиться от киосков выгодно может быть крупным ритейлерам, потому что тогда все будут ходить за покупками, даже самыми мелкими, к ним. Но от этого страдают не только предприниматели палаток, потому что их закрывают, но и простые потребители. Сейчас всем очень удобно купить бутылку воды или пирожки в переходе в метро по дороге на работу. Но что если очень захочется пить, когда киосков рядом не будет? Придется идти в крупный магазин, а это не всегда удобно.

Вообще же, вся эта история началась еще в 2010 году, когда власти стали наводить порядок в сфере уличной торговли. С улиц постепенно стали исчезать палатки, в которых так удобно было что-то покупать, ожидая автобуса или просто идя по улице. Тогда это аргументировали тем, что уличные ларьки якобы мешают дорожному движению и провоцируют появление пробок. Киоски с улиц убрали, вот только пробки почему-то остались.

С арендаторами площадей в подземных переходах вроде бы дело обстояло проще. Те же претензии, что предъявляли владельцам уличных ларьков, адресовать им было невозможно — подземные палатки никак не могли мешать дорожному движению. С точки зрения эстетики тоже выглядят нормально — за чистотой следят и благодаря работе охранников гоняют из подземных переходов бомжей и бездомных животных.

Договоры с арендаторами подземных торговых точек в 2010 году стали продлевать. Но ненадолго — каждый раз на один год. А в прошлом году Межведомственная комиссия (МКВ) одобрила концепцию развития мелкорозничной торговли на территории подземных переходов, согласно которой договоры должны быть продлены до июля 2015 года.

Однако в «Гормосте» ответили, «что решение МВК не является основанием для перезаключения договоров» и договора являются действующими, так как в соответствии с законодательством считаются продленными на неопределенный срок.

Так что «Гормост» не собирается выгонять бизнесменов из подземных переходов, он просто поднимает им арендную ставку.

«От повышения ставок здесь был никто не застрахован — цену диктует рынок, но делать это нужно цивилизованно, как, например, поступил Московский метрополитен. Но рост арендной платы в 10—20 раз — недопустимое явление. Тем более существуют официальные данные, что рентабельность бизнеса на площадях метрополитена выше, чем на площадях «Гормоста». В ситуации нужно разбираться!» — прокомментировал председатель Комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Московской городской думы Степан Орлов на расширенном заседании Комитета по развитию оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг Московской ТПП.

Предлагаемая арендная ставка одинакова во всех переходах столицы. Хотя, согласно концепции МВК, стоимость арендной платы должна зависеть от расположения торговой точки. Аренда палатки, например, на станции метро «Бабушкинская» должна быть дешевле, чем на станции «Пушкинская», потому что на краю Москвы проходимость в разы меньше, чем в центре города. Однако «Гормост», похоже, мало беспокоит проходимость переходов и возможная прибыль бизнесменов.

И самое интересное во всем этом то, что за такие бешеные деньги предпринимателям сдается голый пол! Бизнесмены сами проводят в помещении свет, делают ремонт и платят за охрану перехода. А ведь за 2,5 млн рублей возможно снять офис класса «А» в центре Москвы и с ремонтом, и со светом, и с охраной.

Предприниматели объясняют «Гормосту», что благодаря их работе переходы выглядят опрятно и чисто, висят видеокамеры, работают охранники. Достаточно сравнить те переходы, где есть торговые точки и где их нет. Последние больше смахивают на притон для бездомных, а многие в них не решаются заходить не только в темное, но и в светлое время суток. И это несмотря на то, что мэр уже отчитывал руководителя «Гормоста» за неудовлетворительное состояние подземных переходов.

И вся эта ситуация происходит, когда на каждом углу наша власть утверждает, что нужно развивать малый и средний бизнес в стране. Но как его развивать, если уже в ближайшее время арендные ставки взлетят? Подобные действия могут привести к тому, что 60 тысяч человек останутся без заработка. А ведь у нас в стране ведется борьба с безработицей.

Инфляция 2000%

При таких ставках на аренду большая часть предпринимателей, несомненно, уйдет. Но кто-то, конечно, останется и, чтобы отбить свою баснословную аренду, взвинтит цены. Если пачка жвачки, например, в среднем в переходе стоит 20 рублей, то после подорожания в 20 раз ее цена составит 400 рублей. За такие деньги ее просто никто не купит. А от этого выиграют, безусловно, крупные сетевые ритейлеры, ведь у них просто-напросто не будет конкуренции. А отсутствие конкуренции способствует росту инфляции, с которой у нас в стране сейчас так отчаянно борются.

В МТПП пришли к выводу — чтобы хоть как-то спасти ситуацию, дать бизнесменам работать и дальше, нужно срочно отозвать распоряжение «Гормоста» о заключении договоров по новым ставкам и снизить аренду. Причем бизнесмены согласны на разумное повышение платы. Но не на 2000%.

Мне все-таки хотелось бы получить комментарии от «Гормоста» и понять, ради достижения какой цели они так существенно повышают арендную плату?

Анна Цветимирова

 

Источник: Московский Комсомолец