Суд по представлению прокуратуры уже признал этот снос незаконным, но акция, тем не менее, продолжается. Кому же мешают эти мелкие торговые точки, и что будет дальше?
Наносят ущерб
Начальник управления земельных ресурсов мэрии Ярославля Борис Бураков утверждает, что у руководства города нет планов по массовому сносу всех ларьков Ярославля, как это происходит сейчас в Москве.
- Мы выясняли законность землепользования под рядом городских объектов и выявили, что значительное количество временных сооружений размещены без оформления договоров аренды земельных участков, - заявил Борис Викторович. – То есть объекты длительное время размещены незаконно, не оплачиваются арендные платежи, чем наносят ущерб как бюджету Ярославля, так и добросовестным предпринимателям, которые стоят на той же самой улице, только получили все необходимые документы и платят арендную плату.
- Идут под снос только те ларьки, владельцы которых ни аренду не платили, ни налоги, и электричество из чужих квартир брали, - более подробно объяснил Денис Чарондин, начальник управления развития потребительского рынка, предпринимательства и туризма мэрии Ярославля. - И это не только наш город делает, а приводит в порядок весь образ жизни сама страна. Теперь покупатели вместо ларьков пойдут в магазины – и это замечательно. Во-первых, потребитель будет получать качественное обслуживание, во-вторых, увеличится поток покупателей – значит, увеличится количество рабочих мест, и в отличие от тех ларьков, в которых у нас трудоустройство чаще всего неофициальное, люди получат работу с социальными гарантиями.
Однако по этому поводу есть и менее оптимистичное мнение. Ярославцы опасаются, что ликвидация киосков приведёт, с одной стороны, к росту очередей в маркетах, а с другой - цены в магазинах, которые лишатся конкурентов в виде ларьков, наоборот, поднимут: какой смысл снижать, если покупатели всё равно придут к ним?
Добровольно-принудительно
Некоторые ларьки сносятся без судебного решения. Как же такое возможно, поинтересовался корреспондент «АиФ».
- Мы демонтируем, когда не оформлялся договор аренды и ситуация бесспорная: совершено административное правонарушение, не требуется никаких разбирательств и выяснения дополнительных обстоятельств, - ответил начальник управления земельных ресурсов. – И мэрия будет отстаивать эту позицию всеми законными способами в вышестоящих судебных инстанциях, если не получится – в вышестоящих органах государственной власти.
В Москве сейчас происходит снос объектов на улицах города, причём более масштабный, и, по мнению Бориса Буракова, эта деятельность не вызывает ни у кого никаких сомнений. Как и во Владивостоке, где продолжается снос ларьков, а краевой суд поддержал действия мэрии города. Причём в других российских городах, утверждает Борис Викторович, приняты гораздо более строгие акты, чем в Ярославле.
В этом году мэрия, пресекая незаконный захват городских земель, планирует освободить ещё порядка 300 земельных участков. Остальные временные сооружения, где действуют договоры аренды, будут продолжать существовать вплоть до изменения градостроительной ситуации в данном месте (возможно расширение автомобильных дорог, прокладка каких-то коммуникаций, строительство объектов капитального строительства и т.д.). Там, где сносят ларьки на остановочных комплексах, будут устанавливаться навесы без торгового объекта. Этим будет заниматься департамент городского хозяйства мэрии Ярославля.
Портят вид
Вместе с тем, относительно центра Ярославля, той его части, что отнесена к зоне ЮНЕСКО, мэрией принято более жёсткое решение - освободить эту территорию от всех существующих временных сооружений, в том числе размещённых в установленном порядке, то есть законных. Борис Бураков объясняет это несколькими причинами.
Во-первых, в мэрию неоднократно поступали обращения органов государственной власти и полиции о демонтаже торговых объектов, расположенных в районе Красной площади и прилегающих территорий. На этой территории, мол, жители и гости города должны отдыхать культурно. Во-вторых, вид этих улиц и площадей должен быть соответствующим – по проекту зоны охраны объектов культурного наследия, здесь можно размещать ларьки только габаритами 1,5 на 1,5 метра, не больше. Более крупные временные сооружения, по мнению чиновников, портят облик старинного города.
Единственное, власти обещают, что летом на этой территории будет развёрнута мелкорозничная уличная торговля, особенно в дни праздников и массовых гуляний, в том числе и по продаже печатной продукции.
Кто в убытке?
Любой ларёк, даже самый маленький, стоит денег. Но о каких-либо компенсациях владельцам снесённых сооружений власти даже говорить не хотят.
- О каких убытках предпринимателей можно говорить, когда убытки несёт городской бюджет, а в итоге жители города?! – возмущается Борис Бураков. – Только тем владельцам, чьи временные сооружения были расположены в исторической зоне Ярославля, мы предлагаем новые места для установки ларьков. Но, конечно, не такие выгодные, как, предположим, на Красной площади, поэтому интереса они пока не вызвали.
Конечно, нарушения с установкой ларьков были. И достались они в наследство новому руководству города от старой мэрии. Поэтому стоит учесть, что чаще всего эти нарушения были спровоцированы самими же чиновниками, которым выгоднее было всё решать на основе «личных договорённостей», чем законным порядком. Так зачем же эта война между городскими властями и предпринимателями? Наверняка всё можно решить мирными способами, большинство ведь хотят работать «правильно». Чтобы в итоге в убытке не оказались жители города, которые лишаются торговых точек шаговой доступности и более дешёвых товаров.
Доверились чиновникам
Максим Диканенко, продавец на одном из рынков Дзержинского района Ярославля:
- С каждым ларьком надо разбираться. Есть те, что стояли вообще без документов, а есть, которые имели бессрочные договоры (их управление земельных ресурсов может расторгнуть в одностороннем порядке). Самые хитрые путём договорённостей с администрациями, знакомыми чиновниками, сильными мира сего стали ставить киоски, где захотят. Доверились чиновникам, которые обещали им, что сооружения будут стоять вечно. Но ситуация изменилась, а взгляд у новой власти, видимо, совсем иной. Я против ларьков, которые стоят у нас под носом. Сегодня там торгуют хлебом, а завтра чем-нибудь другим. А кто мешает предпринимателям открыть свои ларьки на рынке? Там их никто никуда не убирает, полно свободных мест, например, у нас в Дзержинском районе. Люди годами ходят на эти рынки. Торговлей надо заниматься цивилизованно, в специально отведённых местах. Всё-таки на дворе XXI век.
Просим амнистию!
Наталья Поташкина, предприниматель:
- Таких, как я, много, целая группа. Мы попали в тупик. У меня продуктовый ларёк, дорогой, большой – он встал мне в 3 миллиона, а когда будут сносить – вообще караул, да кредитов куча – убытки огромные. Я его оформляю лет 7 и не могу оформить. Мэр не идёт с нами на диалог, не хочет разговаривать. А мы просим: у кого ларьки перестроили с маленьких на большие на 1000-летие, как я, и половину узаконили, а половину нет, у кого есть документы и кто что-то пытался делать, - для таких предпринимателей объявить амнистию. Ведь у нас всё на доверии было, на словах. А за те ларьки, кто поставил ночью, мы не заступаемся. Думаю, мэр просто хочет убрать все ларьки, вопрос в этом. Я буду бороться до конца.
Москва зачищенная
Вячеслав Ковалёв, коренной житель Москвы:
- Да, сама Москва, может, и выиграла от того, что все ларьки у нас были снесены. Однако простые люди однозначно проиграли. Мы живём в районе «Октябрьского поля» - это не центр, но и не периферия. Возле метро раньше всегда стояло много палаток - с овощами, фруктами, молочной продукцией, мясом и рыбой. Что важно - цены в них были всегда ниже, а продукты – свежее, чем в магазинах. Видимо, сказывался большой оборот. Всем очень нравилось: идя с работы, подходишь к ларькам, три минуты – и ты уже отоварился. А во дворе, уже у самого дома, стоял ларёк с хлебом – всегда ароматным, только из печки. И вот в одночасье мы лишились всего этого. Всю Москву зачистили.
Власти обещали нам магазины шаговой доступности, но сделали такие только в центре. В гигантские супермаркеты идти не близко, да и не всегда хочется этой суеты и очередей. Неудобно стало жить. Спросите об этом любого коренного москвича.
Предприниматели, чьи ларьки снесли, разорились, деньги им не возвратили. Из тех, кого я знаю, никто так и не смог открыть магазин.
Ольга САВИЧЕВА
Источник: Аргументы и Факты - Ярославль