О возможности последствий забастовочного движения и эффективности такого решения наболевшей проблемы рассуждают генеральный директор АРПИ «Сибирь» Сергей Гаврилов и генеральный директор ОАО «Чувашпечать» Станислав Александров.
Уже второй год бытует мнение, что интернет убьёт печатную прессу. Эксперты приводят статистику с пугающими цифрами – читать газеты уже стали меньше! В схеме «газета vs интернет» ставят взаимосвязь: интернета больше – газет меньше. Так нам говорят. А если подумать? Может интернет просто стал «мальчиком для битья»? Может схема выглядит иначе: меньше газет – больше интернета. Газеты и журналы покупают всё реже и реже. Так ведь и найти место их продажи становится всё сложнее и сложнее? Киоски прессы закрывают, закрывают и закрывают.
Планомерная ликвидация киосков прессы продолжается уже несколько лет. Как известно, затянувшийся процесс – самый стабильный и самый незаметный. К нему привыкают и перестают замечать. В случае с киосками печати проблему видят остро и ежедневно только непосредственно киосковые сети. Ощущают неприятные последствия дистрибуторы прессы. Издатели периодики или интересуются и сочувствуют, или, что чаще, просто не замечают эту проблему, ругая за снижение тиражей интернет. Лишь некоторые издатели объединяются с распространителями против чиновников. Читатели же о вымирании киосков не подозревают: не увидели привычный киоск – найдут следующий, самые верные изменят ежедневный маршрут. Благо пока найти такой ещё можно.
Проблема становится проблемой только тогда, когда о ней начинают говорить. Говорить внутри отрасли надо, но как показало время – малоэффективно. Обращение к властным структурам редко даёт положительный результат. Новость из Нижнего Новгорода об увеличении срока договора аренды земли под киоски до 5 лет – скорее исключение на грани сенсации. Чаще чиновники и законодатели не так лояльны к распространителям печати. АРПП приводит целый перечень городов, где распространение периодической печати находится под угрозой уничтожения. «Мы сидим, засунув голову в песок. Как страусы, боимся высунуться. Потому что нас сразу снесут», – приводит слова заместителя гендиректора ЗАО «Роспечать» Константина Горелова Балтийское информационное агентство. Не ошибусь, если скажу, что такую позицию заняли все распространители. За исключением…
ОАО «Чувашпечать» первыми решились привлечь внимание общественности – провести забастовку. В лучших традициях – с лозунгами и транспарантами. Предупредительная забастовка состоится 28 февраля. Как пояснил гендиректор ОАО «Чувашпечать» Станислав Александров: «Забастовка запланирована на последний день зимы – это наша попытка пробудить от зимней спячки чебоксарцев. Необходим рост социально-гражданской активности против наступательного произвола чиновников на местах». Именно на поддержку общественности надеются распространители из Чувашии. С этой целью районные (сельские) киоски, которые непосредственно в забастовке участие не примут, будут вместе с газетами раздавать информационные материалы о требованиях бастующих. «Полагаем, это поможет понять гражданам, что работники «Чувашпечати» доведены до края и что это вынужденная мера», – говорит Станислав Александров.
«Будем надеяться, что «Чувашпечать» сможет разрешить проблему без длительных забастовок, но ситуация у них действительно серьёзная, – комментирует генеральный директор АРПИ «Сибирь» Сергей Гаврилов. – Коллектив пошёл на такой шаг для того, чтобы привлечь внимание не бездушных чиновников, которые не могут решить вопрос, а уже общественности и местных издателей, которые в первую очередь пострадают от отсутствия продаж. Местный медиарынок не очень большой, поэтому учитывая достаточно сильное положение на нём «Чувашпечати», для ежедневной прессы это просто гарантированная потеря тиражей на тот период, который будет длиться забастовка. Если она будет проходить в течение недели, то это уже последствия для еженедельников».
Ситуация вокруг киосков прессы в Чувашии развивается практически по такой же схеме, как и в других регионах России. Причина демонтажа каждый раз одинаковая – отсутствие договорных отношений на аренду земельных участков. При этом договоры «находятся в стадии рассмотрения», а вся процедура оформления аренды длится от полугода до нескольких лет, например, в Чувашии этот процесс занимает три года. Три года – ради заключения (продления) договора, срок действия которого всего один год. «Между тем, ларьки с курами-гриль, шаурмой имеют стандартные договора на пролонгацию сроком три года. Хотя им подписку на 2014 год не нужно организовывать, а у нас льготная подписка начнётся уже в апреле 2013 года», – поясняет Станислав Александров.
Решение громко заявить об умирании киосков прессы – шаг отважный. Есть скептики, которые считают проведение забастовки ошибкой, сыграющей на руку конкурентам. Однако в этой ситуации на чаше весов стоят несколько дней без свежих газет с одной стороны и массовое закрытие киосков прессы с другой стороны. «Снижение числа киосков – это наиболее опасная тенденция нашего рынка и её надо останавливать. Останавливать её можно и нужно любыми путями, и в том числе поступившись выручкой нескольких дней, – считает Сергей Гаврилов. – Потому что одно дело потерять выручку за несколько дней, другое дело потерять часть сети навсегда. И главная проблема даже не в том, что закрыта часть сети сейчас, а в том, что эта тенденция не останавливается».
Прецедент в Чувашии может стать примером для распространителей и положить начало серии забастовок в других регионах России, где киосковые сети оказались в таких же тяжёлых условиях выживания. «Я надеюсь, что это будет именно так, – говорит Сергей Гаврилов, генеральный директор АРПИ «Сибирь». – И мы со своей стороны тоже присоединимся к этому. А если бы можно было провести так называемую всероссийскую стачку, для чего необходимо что бы её подхватили два крупных игрока – «Роспечать» и «АРИА-АиФ». Вот если эти две крупные компании скажут, что планируют забастовку, – мы активно подключимся и порекомендуем сделать это всем нашим клиентам. Потому что действительно, когда каждый из нас, в каждом городе ходит к чиновникам и уговаривает продлить договор на каждый отдельный киоск, всегда найдётся тысяча причин отказать – вот этот киоск стоит на метр ближе к дороге, к этому киоску замечания у пожарников, к этому – у энергетиков. И власти занимают очень удобную позицию – мы всё делаем по закону. Но это не решает проблемы».
Решить проблему с помощью забастовки вполне возможно. Это уже в наступившем году продемонстрировали коллеги из Франции и Китая. Журналисты китайской газеты Southern Weekend в начале января после двух дней беспрецедентной забастовки смогли добиться ослабления цензуры. Французские журналисты одного из крупнейших в мире информационных агентств France-Presse в конце января провели забастовку, требуя отменить инициированную руководством программу реорганизации редакций. В начале февраля на прилавках французских киосков прессы не появилось ни одной свежей газеты, за исключением регионального выпуска Le Parisien – решение Главного профсоюза издателей книг и печатной продукции приостановить работу вызвано конфликтом с крупнейшим французским распространителем прессы Presstali, которое ранее объявило о сокращении 2,5 тысяч своих сотрудников.
«В рамках страны «Чувашпечать» не очень большое предприятие. В масштабах страны предприятия с числом работников 100 человек каждый день возникают и каждый день закрываются. Но проблема в том, что закрывается целая отрасль, – говорит Сергей Гаврилов. – При активном попустительстве местных чиновников. Поэтому для изменения ситуации надо чтобы включились верхние силы, вплоть до правительства и президента».
Тамара Щедренко
P.S. Реакция от городской администрации Чебоксар на объявление забастовки уже последовала. Как сообщил гендиректор «Чувашпечать» Станислав Александров, на днях они получили договора на 22 киоска. Однако эти договора оказались далеко не такими, какими были раньше. Неожиданно обнаружилось увеличение платы за аренду земельного участка под каждый киоск более чем в 10 раз. Дело в том, что всем киоскам увеличили размеры прилегающей территории в среднем на 50 кв. метров, в то время, как по регламенту, прописанному самой же горадминистрацией, киоски не должны обременяться прилегающей территорией более 20 кв. метров. Интересно, осмелились бы чиновники на такой ход, если бы «Чувашпечать» поддержали местные издатели или если бы акция протеста стала общероссийской?
Источник: Пресс-служба АРПИ «Сибирь»