Денис Василевский, «Почта России»: Доступность прессы — индикатор качества жизни

В конце января этого года Ассоциация распространителей печатной продукции представила отраслевой общественности Концепцию развития розничного распространения периодической печати в России до 2020 года. Денис Василевский, руководитель Дирекции по коммерческим операциям ФГУП «Почта России» (организация — член АРПП), в интервью PlanetaSMI.RU рассказал о целях и задачах разработанного документа.

— Денис Георгиевич, каким событиям и трендам на российском рынке распространения прессы обязана своим появлением концепция?

— Сегодня система розничного распространения прессы переживает непростые времена: издания переходят на столь популярный и востребованный цифровой формат, сокращается количество киосков и других мест, где можно купить журнал или газету, скажем, в крупном торговом центре, уменьшается ассортимент печатной продукции, цены на розничную печать растут из-за увеличения затрат издателей и так далее. Приведу цифры: в течение последних пяти лет — с 2008 по 2012 годы — тиражи российских печатных СМИ в среднем падали на 7% в год. Справедливости ради скажу, что аналогичные тенденции наблюдались и на рынках продаж СМИ развитых стран. Кроме того, за последние несколько лет в России более чем на 20% по сравнению с 2004 годом снизилось количество киосков периодической печати. Это основополагающие факторы, которые влияют на состояние рынка продаж печатной прессы: к сожалению, сегодня оно внушает тревогу и опасения за его будущее.

— И что — разработанный документ поможет решить все эти проблемы?

— Главная цель документа — сохранение и дальнейшее развитие системы обеспечения населения информацией с помощью розничной печати. Главными задачами концепции является поэтапный переход к современной, высокотехнологичной системе розничной печати, улучшение инфраструктуры для распространения прессы среди населения, например, увеличение количества киосков, создание условий для развития и модернизации системы розничного распространения прессы, имею ввиду внедрение новых инновационных форматов торговых объектов, а также совершенствование государственной системы отраслевого регулирования рынка печатной продукции, в т.ч. сегмента розницы.

— Если государственная политика в сфере распространения прессы будет реализовываться в соответствии с прописанными в концепции направлениями, к показателям к 2020 году должен будет приблизиться наш рынок?

— Реализация государственной поддержки согласно данной концепции позволит повысить рентабельность работы предприятий отрасли, создаст условия для появления современных мультимедийных объектов, где читатели смогут иметь доступ к расширенному перечню СМИ, увеличит на 20-25% количество объектов распространения печати в России, что обеспечит шаговую доступность прессы для большинства населения страны. Уверен, большое значение в процессе формирования качественного рынка розничной печати будет иметь деятельность «Почты России».

— То есть для «Почты России» важно развитие не только подписного, но и розничного рынка продаж печатных СМИ?

— Индустрия печатных средств массовой информации является важной частью национальной экономики: сегодня отрасль обеспечивает занятость более 500 тыс. человек. В настоящее время СМИ являются еще и эффективным средством взаимодействия между властью и обществом. И немаловажную роль в этом процессе играет «Почта России» как государственный институт, который обеспечивает конституционные права граждан на получение информации.

Доступность печатной прессы для населения — это еще и индикатор качества жизни, показатель развития общества. Сегодня население нашей страны остро нуждается в информации. Поэтому рынок средств массовой информации должен развиваться, а способы их распространения — совершенствоваться.

Наше предприятие уникально: разветвленная сеть из 42 тысяч почтовых отделений, которые есть в каждом — даже самом отдаленном — уголке страны, обеспечивает доставку газет и журналов в каждый дом. Только на почте можно подписаться на любое издание — будь-то федеральная газета или местная «районка». В деревнях и маленьких населенных пунктах, где нет киосков и торговых центров, купить прессу можно только на почте. Так что почта обеспечивает единство инфокоммуникационного пространства. Наши клиенты могут быть спокойны и за качество информации: в почтовых отделениях вы не найдете изданий с сомнительным содержанием — это исключено: пресса, реализуемая по почтовым каналам, проходит строгий отбор. А это значит, что наше предприятие выполняет еще и важную социальную миссию: предоставляет населению возможность пользоваться качественной и проверенной информацией. Все это, на мой взгляд, должно способствовать популяризации розничной печати. Тем более, что почта гарантирует издателям эффективность распространения: предприятие , несмотря на общее падение рынка розничных продаж печатной продукции на 7% ежегодно, по итогам последних трех лет демонстрирует положительную динамику на уровне 3-4%.

Евгения Трушина

 

Источник: PlanetaSMI.RU