Четвертый квартал 2012 года принес рынку прессы хорошие известия: цены на печатную периодическую продукцию стабилизировались. Наблюдавшийся с июля по октябрь значительный рост цен к концу года замедлился и оказался даже несколько ниже инфляции в стране за рассматриваемый период. По данным Росстата потребительские цены на товары и услуги по сравнению с 3 кварталом увеличились на 1,3%, в то время как пресса подорожала в среднем на 1%.
Однако данное обстоятельство не смогло скорректировать общую тенденцию рекордного за последние несколько лет роста цен на периодику, который в 2012 году составил 12%.
* По официальным данным Росстата
Рисунок 1. Годовая динамика роста цен на прессу
Следует отметить, что на различные виды периодики розничные цены в 4 квартале 2012 года менялись разнонаправлено. Если журналы в среднем подорожали на 7-8%, то газеты и патворки стали стоить дешевле. Снижение цен на патворки в среднем на 9% объясняется, в первую очередь, тем, что постоянный выход новых коллекций, а также снижение интереса к «затянувшимся» изданиям привели к насыщению рынка и необходимости стимулировать покупателя.
Газеты, большую часть которых составляют ежедневные издания, в силу своей невысокой стоимости (их средняя розничная цена по рынку оценивается в 18 рублей), или продавались по цене 3 квартала, или немного подешевели.
Импульс подобной ценовой политике распространителей дали издатели. В то время как одни из них продолжили повышать отпускные цены, другие, стараясь сделать свою продукцию более доступной для покупателя, понизили стоимость большинства собственных изданий. Например, подешевел весь пакет издательского дома «Мир новостей».
Таблица 1. Изменение цен на различные виды периодических печатных изданий за 4 квартал 2012 года
Вид периодической печати |
Средняя цена по рынку в 4 кв. 2012 г., руб. |
Среднее изменение цен в 4 кв. (по отношению к 3 кв. 2012 г.), % |
Газеты |
18 |
- 4% |
· Ежедневные газеты |
17 |
0% |
· Остальные газеты |
20 |
- 5% |
Журналы |
100 |
+ 8% |
· Еженедельные журналы |
41 |
+ 5% |
· Ежемесячные журналы |
103 |
+ 4% |
· Остальные журналы |
214 |
+ 15% |
Патворки |
210 |
- 9% |
Что касается розничных цен на различные тематические группы периодических печатных изданий, то значительно (на 9-12%) подорожали журналы об охоте и рыбалке, компьютерах и технологиях, а также развлекательная пресса. Средняя цена по рынку на издания для мам, а также журналы автомобильной и детской тематики не изменилась. Помимо патворков в разной степени подешевели рекламные и деловые издания, мужские и научно-популярные журналы.
Таблица 2. Изменение цен на периодические печатные издания различных тематических групп за 4 квартал 2012 года
Тематическая группа |
Средняя цена по рынку в 4 кв. 2012 г., руб. |
Среднее изменение цен в 4 кв. (по отношению к 3 кв. 2012 г.), % |
Автомобильные издания |
110 |
0% |
Дача, сад, огород |
67 |
- 1% |
Деловые издания |
70 |
- 2% |
Детские издания |
115 |
0% |
Дизайн. Интерьер. Архитектура |
177 |
- 1% |
Ежедневная пресса |
17 |
0% |
Женские издания |
85 |
+ 5% |
Издания для мам |
61 |
0% |
Компьютеры, комп.игры |
180 |
+ 10% |
Мужские издания |
120 |
- 5% |
Научно-популярные |
120 |
- 4% |
Патворки |
210 |
- 9% |
Развлекательная пресса |
44 |
+ 9% |
Рекламные издания |
27 |
- 8% |
Рыбалка, охота |
124 |
+ 12% |
Спортивные издания |
122 |
+ 3% |
Телегиды |
27 |
- 3% |
Среднее изменение цен на периодическую печатную продукцию |
+ 1% |
Эксперты рынка полагают, что рост розничных цен на прессу в 2013 году не превысит 10%. Однако то обстоятельство, что таможенная пошлина на ввозимую из-за рубежа мелованную бумагу с 1 января 2012 года выросла с 5 до 15%, может привести к значительному росту на бумагу, полиграфические услуги и, следовательно, на печатные издания уже в первом квартале этого года. В первую очередь рост цен коснется рекламных изданий, более 40% объема которых приходится на рекламу, эротических журналов, а также СМИ, которые не оформили документы на получение льгот.
Экспертная группа ЗАО «Консалт-Центр»
___________________________________________________________________________________
Методика проведения мониторинга розничных цен печатных СМИ в Москве
Вид исследования: полевое панельное исследование – ежеквартальный сбор данных о розничных ценах на периодическую печатную продукцию в местах продажи прессы, и дальнейшая статистическая обработка полученных данных.
Метод сбора информации: сбор информации о розничных ценах на периодику в Москве производится методом наблюдения. Цены собираются во всех форматах торговых точек, осуществляющих продажу периодической печати: в киосках и павильонах прессы (в т.ч. точках в метро), газетных автоматах, на лотках и у «ручников», в магазинах, минимаркетах, супермаркетах и гипермаркетах.
Выборка печатных СМИ: в мониторинге участвуют газеты и журналы различной периодичности, а также патворки и коллекционные издания. Всего в исследовании анализируется динамика цен на более чем 360 изданий. В каждой тематической группе анализируется от 10-20 до 50-60 изданий.
Охват: в процессе исследования проводится мониторинг более чем 2000 торговых точек Москвы, что составляет примерно 40% от общего количества точек продаж периодической печати.