Анализ показал, что в городе сформирована одна из крупнейших в России отраслевая инфраструктура, насчитывающая в своем составе около 42,2 тыс. стационарных предприятий, из них:
— около 19,7 тыс. предприятий розничной торговли,
— 10,8 тыс. предприятий общественного питания (из них закрытая сеть — 3,5 тыс. объектов),
— 11,7 тыс. предприятий бытового обслуживания,
Также на территории города Москвы расположены 53 рынка, 8 497 круглогодичных нестационарных объектов, 133 городских и 1 муниципальное кладбище, свыше 300 крупных и средних оптовых предприятий.
Стационарная сеть потребительского рынка города Москвы за 2012 год приросла (с учетом закрытия нерентабельных предприятий) на 733 объекта, в т. ч. в торговле — на 293 (96,7% от годового задания), в питании и бытовом обслуживаниисоответственно — на 199 и 241 ед., что составляет 107,6 и 78,5%% от прогнозного уровня.
Свыше 50% введенных в эксплуатацию магазинов приходится на продовольственный сегмент. Сетевыми компаниями в 2012 году открыто 257 новых магазинов (в 5 раз больше, чем планировалось на 2012 г.). Основная роль в развитии сетевых предприятий сохранилась за тремя крупными сетевыми компаниями: X5Retail Group, Дикси, ТиК Продукты (Магнолия) — 86 (51,5%).
К «знаковым» проектам по развитию сетевой торговли можно отнести открывшиеся в 2012 г. 4 малоформатных магазина продуктовой сети «Избенка» под брендом «ВкусВилл» (2 — в ЦАО и по 1 — в САО и ЮВАО), реализующих экологически чистые (фермерские продукты), супермаркет «домашней еды» «Бахетле» в бизнес — центре «Олимпийский» (ЦАО) общей площадью 2 100 кв.м.
Успешно осуществлялась работа по вовлечению малых и средних предприятий отрасли в «сетевые технологии» посредством развития института «франчайзинга». Количество магазинов данного типа возросло в 2012 году до 269 ед.
В 2012 году состоялось открытие 19 крупных торговых объектов, что обеспечило прирост качественных торговых площадей на 235,7 тыс.кв. Крупнейшими инвестпроектами 2012 года являются торговая галерея гостиницы «Москва» (ЦАО, Китай-Город, Охотный ряд, вл. 2, 20 тыс.кв.м. торговой площади), торгово-развлекательный центр «Калейдоскоп» (СЗАО, Южное Тушино, ул. Сходненская, д. 56, 44,5 тыс.кв.м. торговой площади), торговый комплекс «Панфиловский» (ЗелАО, Матушкино, Панфиловский пр-кт, д. 6а, 18,2 тыс.кв.м. торговой площади).
В продолжение тенденции предыдущего года предложение качественных торговых площадей формировалось преимущественнопутем ввода в эксплуатацию торговых центров районного формата, расположенных в спальных районах города.
Из общего количества открывшихся в 2012 году магазинов только 92 объекта разместились на площадях новостроек (9,5%), из них 16 ТЦ — введено в действие за счет нового строительства, остальные — путем реконструкции ранее построенных объектов.
Дальнейшее развитие получила сеть предприятий питания. В данном сегменте задание по приросту сети (по количеству объектов) выполнено на 107,6%, в т. ч.: в общедоступной сети прирост составил 145 ед. (85,3% от годового задания), в закрытой сети — 54 ед. (в 3,6 раза выше прогнозного показателя).
За истекший год:
— сеть предприятий «быстрого питания» увеличилась на 57 ед. (на 1,9 тыс. пос.м.), в т. ч. посредством включения в дислокацию 13 объектов ТиНАО, большая часть которых приходится на ЮАО (12 ед.), СВАО (10 ед.), ЦАО (9 ед.) и др.;
— на 66 предприятий (5,8 тыс.пос.м.) пополнилась специализированная сеть детских, молодежных кафе и многофункциональных предприятий семейного досуга города Москвы, в т. ч. за счет включения в дислокацию 44 объектов ТиНАО.
— из введенных в действие предприятий общественного питания закрытого типа — 7 (в ЦАО) входят в состав сетевых компаний (из них 6 открылись в Московском государственном институте стали и сплавов).
Развитие инфраструктуры объектов бытового обслуживания:
По количеству объектов сеть приросла на 241 ед. (78,5% к годовому заданию), по рабочим местам — на 1,6 тыс. раб.м.(на 17,5% выше прогнозируемых объемов). В 2012 году было введено в действие 28 предприятий по типу «мультисервис».
Завершилась реализация проекта реконструкции банно-оздоровительного комплекса «Варшавские бани» (Варшавское шоссе, д. 34, ЮАО). На площадях современного комплекса разместились: ресторан на 240 посетителей с европейской и русской кухней, женскими и мужскими отделениями общественной бани на 144 посадочных мест, 5 мини-бань, основанных на идее здорового парения.
За истекший год в отрасли создано около 20,3 тыс. новых рабочих мест в стационарных предприятиях торговли и услуг (запланированный на 2012 год показатель превышен в 2 раза).
Фактическая обеспеченность населения предприятиями торговли и услуг (с учетом присоединенных территорий, а также площадей павильонов) по состоянию на 01.01.2013 г. составляет:
— торговыми площадями в целом по городу — 794 кв.м. на 1 тыс. жителей (на 7,3% выше уровня 2011 г., к прогнозу — 102,1%);
— в общественном питании показатель обеспеченности населения города Москвы посадочными местами на 1 тыс. жителей составил 43,9 пос.м. (на 0,9% выше уровня 2011 г., на 0,7% — к прогнозу);
— в бытовом обслуживании показатель обеспеченности населения города Москвы рабочими местами возрос до 6,9 раб.м. на 1 тыс. жителей (на 1,5% выше прогнозного показателя и достигнутого уровня в 2011 г.).
Источник: Департамент торговли и услуг города Москвы