Будущее региональной издательской деятельности под угрозой

Светлана Киреева, начальник редакционно-издательского отдела ВФ РАНХиГС

Во Владимире прекратила свое существование одна из крупнейших городских типографий. А не так давно в городе прошел фестиваль вольных издателей «Бу!Фест», в рамках которого обсуждали проблемы регионального книгоиздания. Но, к сожалению, на большинство вопросов так и не нашлось на сегодняшний день ответов.

Светлана, в каком состоянии находится сейчас издательский бизнес?

- Если еще 15 -20 лет назад издательский бизнес в России считался одним из самых прибыльных, то сегодня, по оценкам независимых экспертов, предоставивших свои исследования данной темы депутатам Государственной Думы в январе нынешнего года, единственно прибыльной сферой издательской деятельности является печатание различного рода карт. Однако удовлетворить спрос населения только одними картами невозможно. При этом надежды бизнеса, что «рынок все урегулирует» и что «спрос порождает предложение» вызывают все больший скептицизм.

Почему это происходит и возможен ли в принципе прибыльный бизнес издательского дела в малых формах?

- В реальности, потребителем востребована масса полиграфической продукции различного уровня: начиная от бланочной и заканчивая высокохудожественными произведениями с массой иллюстраций в богатом переплете. А между тем, самая известная книжная типография города Владимира в этом году прекратила свое существование и одной из причин закрытия стала именно низкая рентабельность предприятия. Но, также нельзя не заметить, что, как грибы после дождя, в городе плодятся мини-типографии, специализирующиеся на выпуске «быстрой продукции» - визиток, рекламных проспектов и многого другого. Их вклад в развитие издательского дела Владимира можно считать ничтожным, потому что в основе работы издательства лежит в первую очередь работа с автором. Если исходить именно из этих требований, то издательств (именно) не так уж и много на владимирской земле.

Издание книг для авторов (без помощи спонсоров) становится неподъемной ношей. Ведь даже на офсетном оборудовании изготовить книгу формата А5 в твердом, презентабельном переплете и на хорошей бумаге, тиражом хотя бы в 500 экземпляров стоит более сотни тысяч рублей. Что уж говорить о расценках в типографиях, работающих на цифровых и лазерных машинах. Там цены поднимаются почти на порядок. В этом кроется одна из причин того, почему в городе с такой древней и славной историей днем с огнем не найдешь краеведческую литературу.

Какие шаги можно предпринять, чтобы «спасти» и авторов, и типографии?

- Возвращаясь к круглому столу (он состоялся в рамках фестиваля «Бу!Фест!» - прим.ред.), стоит вспомнить, что эта проблема там также была озвучена. Поступило предложение органам власти активнее развивать региональную издательскую отрасль, помогать авторам издавать свои произведения. Но принимавшая участие в дискуссии начальник Управления культуры администрации города Владимира Алина Алексеевна Ведехина заверила присутствующих, что муниципалитет давно и плодотворно работает в данном направлении. И, как пример, привела социальные гранты, заявку на участие в которых может подать любой житель города. А если, комиссия сочтет его проект интересным, то он получит на воплощение своего проекта денежный грант. На деле все оказалось несколько иначе. Совсем недавно произошла аналогичная ситуация с произведением известного владимирского журналиста и писателя Александра Петровича Сухарева. Со своим проектом - новой интересной для владимирцев и гостей города книгой - Александр Петрович обратился в редакционно-издательский отдел Академии госслужбы, которым я руковожу. Необходимо было составить смету на издание. Причем с авторами, подобными Сухареву издательствам одно удовольствие работать: он приносит издание уже в готовом виде - вычитанное, сверстанное, в бумажном и электронном виде. Расчеты показали, что на издание его книги, насыщенной серьезным краеведческим и историческим материалом, сдобренной роскошными иллюстрациями требовалось, по самым скромным подсчетам, около 400 тысяч рублей для тиража в 1000 экземпляров книги формата А4.

Его книга могла бы стать одной из немногих, которые не стыдно было бы подарить приезжим гостям в память о славном городе Владимире, в том числе и VIP-персонам. Однако даже представительство Областного Союза журналистов не смогло изменить ситуацию. Ведь на все социальные гранты муниципалитетом была запланирована сумма меньше того, что требовалось одному Александру Петровичу на издание его книги. Что уж тут говорить, о возможности пробиться для издания менее известным и не вхожим в высокие кабинеты авторам!

При этом есть опыт положительной работы в направлении создания презентационных и подарочных изданий для гостей. В 2010 году Владимирским Филиалом Академии Госслужбы было принято решение выпустить ни разу до того не выпускавшуюся ( за исключением пиратского тиража конца прошлого века, полностью уничтоженного через неделю после выпуска) книгу-исследование владимирского ученого с мировым именем Н.Н.Воронина. Его работа была посвящена изучению личности Андрея Боголюбского и в рамках празднования 1150-летия зарождения Российской государственности очень соответствовала тематике предстоящих торжеств. Следует заметить, что на момент издания автора уже давно не было в живых, рукопись с дополнениями передавали издателям его ближайшие родственники. При составлении сметы на издание книги формата А5 ( нестандарт), на мелованной бумаге, с твердым переплетом с золотым тиснением стоимость издательских расходов превысила полмиллиона рублей. Тем не менее, издание было выпущено. Для него даже пришлось специально заказывать переплет в одной из крупных московских типографий. В настоящее время не осталось ни одного экземпляра книги в свободной продаже. При этом продажа издания происходила через коммерческий отдел Академии, так как ни одно книготороговое предприятие, за исключение книжного клуба «Эйдос», на реализацию книгу не взяло.

Издание с удовольствием покупали для подарочных целей владельцы дорогих гостиных дворов Владимира и Суздаля, администрации города и области. И получается, что толи наши книготорговые организации не умеют построить работу со своими потенциальными клиентами, то ли у них нет такого желания для продукции владимирских издателей.

А что вы можете назвать основными причинами, вызывающими упад издательского дела?

- Отсутствие площадок для реализации изготовленной продукции - еще одно препятствие на пути к безубыточности издательского бизнеса. Получается, что книги можно изготавливать только по заказу автора с полной предоплатой заказа. Ни о каком авторском вознаграждении или даже заключении долгосрочных договоров (так как рынок сбыта продукции практически в городе отсутствует) тут речь не идет.

Весьма распространенные по городу и области киоски «Роспечати» также всегда с очень большими проблемами реализуют ( а чаще не реализуют) поставленную им на реализацию продукции. Владельцы и редакторы печатных СМИ знают эту проблему давно и сталкиваются с ней довольно часто, издательства –тоже.

Таким образом, издательствам, задумавшим в полной мере соответствовать своему громкому названию, необходимо озаботиться поиском торговых мест. Желательно собственных.

В городе появляются и мини-типографии, составляющие серьезную конкуренцию крупным издательствам. Какова их перспектива развития, на ваш взгляд?

- Если исходить из вопроса создания мини-типографий, то маркетинговое изучение рынка конкуренции данной отрасли в городе показывает с одной стороны наличие высоких рисков (из-за большой конкуренции и отсутствии свежих идей в их реализации), а с другой - высокие затраты на создание самой мини-типографии.

Покупка цифровой печатной машины, например, Toshiba e-studio составляет порядка полмиллиона рублей. Примерно в миллион обойдется покупка высокоскоростного принтера. Без двух этих машин качественная печать даже в мини-типографии невозможна. Если ЦПМ выдает хороший результат на всех видах бумаги, включая картон плотностью не более 300 гр/м2, то скорость изготовления на ней довольно низкая, а соответственно и цена изготовления – очень высокая. Высокоскоростной принтер со своей стороны печатает много и быстро, но на бумаге низкой плотности, а также на мелованной и дизайнерской бумаге печать на данном оборудовании невозможна. Еще один необходимый элемент - брошюровщик и хотя бы какая-то термоклеевая машина. Таким образом, расходы только на закупку оборудования составляют около 2-3 миллионов рублей, в зависимости от марки производителя машин. «Отбить» эти деньги в короткие сроки не получится. К тому же такие машины очень требовательны к бумаге, и даже нормальная офсетная бумага, но неправильно порезанная ( а работать с вала на этих машинах нельзя, как вы понимаете) производит замин, что ведет к увеличению количества бракованных изделий и быстрому износу механизмов. ТО оборудования, даже, если машины не будут ломаться, составляет еще около 20-30 тысяч в квартал. Добавьте сюда расходы на аренду помещения, оплату, постоянно растущих коммунальных услуг, дорожающих вместе с валютой расходных материалов и вы получите полную картину перспективы точки безубыточности предприятия в очень далеком далеке.

Выход из создавшегося положения, по моему скромному мнению, только один: власть должна учесть общественный запрос на качественную полиграфическую продукцию, в том числе способствующую привлечению туристов в город. Формирование муниципальных заказов, увеличение количественной составляющей социальных грантов и включение в них, кроме прочего, книгоиздания, может помочь отрасли развиться, а городу принесет в конечном итоге только пользу, в том числе и финансовую.

 

Источник: Бизнес Навигатор