Напомним, впервые вопрос об определении учредителей периодических изданий был внесен в повестку дня январского заседания правительства, на котором Бердымухамедов выразил мнение, что учредителем любой газеты или журнала должна быть организация, полностью отвечающая за то или иное издание.
И вот поручение главы государства выполнено, теперь у СМИ другие учредители. В результате центральные газеты "Туркменистан" и "Нейтральный Туркменистан" на русском языке обрели нового учредителя в лице Кабинета министров страны, газета "Несил" ("Потомство") теперь издается под патронажем молодежной организации имени Махтумкули, "Ватан" - под профсоюзным началом, "Мугаллымлар газети" ("Учительская газета") - Министерства образования.
Однако, говорят сами сотрудники этих и других печатных изданий, ничего не изменилось в лучшую сторону от того, что поменялся учредитель.
"Наоборот, неуверенности в своем завтрашнем дне у нас стало больше, - сказал корреспондент одной из ашхабадских газет, в беседе с ИА REGNUM, попросив сохранить его анонимность по соображениям личной безопасности. - Возникла угроза потерять работу, так как все издания убыточны, а новые учредители не в состоянии содержать переданные им газеты, значит, следует ожидать сокращения штатов".
По мнению собеседника, со сменой учредителя ничего не изменилось ни в плане свободы слова и СМИ, степени правительственного контроля над средствами массовой информации, условий работы журналистов в стране, ни в плане государственной цензуры и осуществления журналистами самоцензуры.
"Простой пример вам: скажем, у учительской газеты теперь новый учредитель, однако министр образования и все министерство в целом ничего не решают в редакционной политике, все контролируется и регулируется, как прежде, из президентского аппарата, помощником главы государства и его пресс-службой. Подготовленные материалы настолько форматируются в самой редакции редактором, его замами, а затем цензорами из Госкомитета по охране гостайн в печати и других СМИ, что на утро, при выходе тиража сами авторы не узнают свою работу", - рассказывает местный журналист, также считающий незаконным негласное вмешательство в редакционные дела и тотальный контроль за творческими работниками со стороны кураторов от Министерства нацбезопасности Туркменистана (МНБ).
По мнению местных журналистов, контроль Гурбангулы Бердымухамедова за средствами массовой информации ничуть не ослаб в связи с изменением статуса учредителя у последних. В стране нет ни одного частного общественно-политического издания, а главные редакторы газет и журналов, их заместители, руководители принадлежащих государству всех телерадиоканалов и государственного информагентства "Туркмендовлетхабарлары", как и раньше, назначаются на должность и освобождаются специальным указом президента.
В самом обществе смена учредителей туркменских периодических изданий прошла незамеченной. Все печатные издания - их сейчас в стране насчитывается 39, и все они зарегистрированы как государственные издания - на одно лицо и выполняют одну функцию по пропаганде мудрой политики президента и восхвалению его заслуг перед народом.
"В них (газетах - прим. ИА REGNUM) читать нечего, пишут об одном и том же, что набило оскомину, закрой все сейчас - потери не будет", - сказал ашхабадский пенсионер Хоммат ага Аширлыев, убежденный в том, что издание невостребованных обществом газет и журналов - это пустая трата государственных денег, дефицитной бумаги, типографских красок.
Во "Всемирном рейтинге свободы прессы-2013", опубликованном Международной организацией "Репортеры без границ", Туркмения осталась на своем 177-ом месте из 179 возможных. За ней - Северная Корея и Эритрея.
Источник: ИА REGNUM