Цена газет в подземных переходах Москвы может возрасти до 400 рублей

В АРПП поступают тревожные обращения от предпринимателей, торгующих прессой в московских подземных переходах. Дело в том,  что они  получили от арендодателя - ГБУ «Гормост» уведомления о расторжении действующих договоров и предложение о заключении новых, где ставка арендной платы увеличена на 1000 – 2000 процентов, т.е. в 20 раз.

В конце декабря прошлого года на заседании межведомственной ко-миссии при правительстве Москвы по вопросам потребительского рынка было принято решение  рекомендовать ГУП «Московский метрополитен» и ГБУ «Гормост» повысить в 2013 году  арендные ставки  для предпринимателей в восемь раз.  Трудно сказать, чем руководствовалось МВК, принимая такие рекомендации, которые явно направленны не на поддержку и развитие малого бизнеса в столице. Что же касается самих арендодателей, то, как видим, аппетиты их оказались значительно больше «рекомендованных». 

По данным Ассоциации арендаторов подземных пешеходных переходов столицы, содержание торговых точек — одна из основных статей расходов в подобном бизнесе, затраты на аренду составляют до 50% от общих расходов, которые несут арендаторы.  Есть еще расходы на электроэнергию, охрану, обязательную страховку, обслуживание систем пожарной сигнализации и видеонаблюдения, на услуги по помывке павильонов, вывоз мусора и так далее. Ранее ставка арендной платы ежегодно поднималась в среднем на 20%, и то арендаторам было сложно, ведь прочие перечисленные «неарендные» расходы тоже росли ежегодно на 20%. За пять лет, с 2008 года, общие затраты на содержание торговой точки выросли вдвое, даже без решений о существенном повышении ставок аренды. 

На сегодняшний день непосредственно арендная плата, установленная городом, составляет 18,9 тыс. рублей в год за 1 кв. м. Так, стоимость маленького «закуточка» в подземном переходе стоит в среднем 120 тысяч рублей в год. Если стоимость аренды подорожает в 20 раз, то средняя плата за помещение составит около 2,5 миллионов рублей. При таких ставках на аренду основная часть предпринимателей, несомненно, уйдет с рынка, а тот, кто попытается выжить в этих условиях,  будет вынужден, естественно, взвинтить цены на продаваемую продукцию.  

В настоящее время в подземных пешеходных тоннелях мелкорознич-ную торговлю осуществляют около 1400  нестационарных торговых объектов различной специализации,  в том числе порядка 20% из них составляют киоски прессы (256 объектов). Это достаточно крупный сегмент рынка распространения печатных СМИ в Москве, на долю которого приходится от 15% до 20% продаж ежедневных изданий, в первую очередь городских популярных газет. Сегодня средняя стоимость ежедневных газет в переходах составляет 17-20 рублей, журналов – от 40 до 100 рублей. Понятно, что если повысить цены на  ежедневные печатные издания в 20 раз (400 руб. за газету или 2000 руб. за журнал), ни москвичи, ни гости столицы их покупать не станут и тем самым будут лишены права свободного и привычного доступа к информации.

В целом же, повышение арендной ставки в 20 раз приведет к ликвидации практически всего мелкорозничного легального рынка в подуличном пространстве столицы, что повлечет за собой крайне негативные последствия социального и экономического характера для города и москвичей.

Чтобы как-то спасти ситуацию, на наш взгляд, необходимо срочно отозвать распоряжение «Гормоста» о заключении договоров по новым, необоснованно завышенным  ставкам  и рассмотреть вопрос на МВК об арендной ставке, приемлемой для всех заинтересованных сторон. При этом учесть социальную значимость для города отдельных категорий нестационарных торговых объектов, таких как театральные кассы, киоски прессы, аптечные пункты, сохранив для них арендные ставки в прежних размерах.

Пресс-служба АРПП