Российский рынок интернет-доступа растет все медленнее

В прошлом году темпы подключения российских домохозяйств замедлились вдвое

В 2012 г. количество подключений к сетям фиксированного широкополосного доступа в интернет (ШПД) в России выросло на 13,5-14%, следует из предварительных данных AC&M-Consulting. В 2011 г. рост был почти вдвое больше — 25%, а в посткризисном 2010 году — 36%. В прошлом же году провайдеры подключили только 2,6 млн подписчиков, на 1,2 млн меньше, чем в предыдущем. По количеству новых подключений рынок ШПД вернулся к уровню 2009 г.

Снижение темпов прироста абонентской базы ШПД отмечает и iKS-Consulting. В 2012 г. количество ШПД-подключений в России выросло на 13%, а в 2011 г. — почти на 20%, говорит ее аналитик Ирина Якименко.

Партнер AC&M-Consulting Александр Шатиков усматривает причину в насыщении российского рынка фиксированного ШПД: в Москве и Петербурге услугой пользуются уже более 80% всех местных домохозяйств, а в регионах — 42%. Рост замедлился, поскольку самых платежеспособных абонентов региональные операторы уже подключили (платят в среднем по 300-400 руб. в месяц), а остальные довольствуются интернетом на работе, объясняет он. Увеличить темпы роста новых подключений могло бы снижение средней месячной платы за ШПД хотя бы до 300 руб., считает Шатиков.

Снижение темпов роста — естественная тенденция для рынка фиксированного ШПД в России: прежде всего она обусловлена его насыщением, передала «Ведомостям» вице-президент «Транстелекома» (ТТК) Светлана Шамзон. Но в целом по стране уровень проникновения ШПД остается невысоким, добавила она. Например, по-прежнему большой спрос в малых городах, где работает ТТК, и в 2012 г. его абонентская база приросла более чем на 600 000 подписчиков — это пятая часть всех новых интернет-пользователей в России, подчеркивает Шамзон.

С учетом высокого проникновения ШПД в крупных городах и его активного развития в регионах рынок постепенно насыщается, но темпы его роста по-прежнему «достаточно высоки», согласен представитель МТС Дмитрий Солодовников. В дальнейшем рынок будет расти за счет предоставления мобильных и фиксированных услуг интернет-доступа в едином пакете, считает он.

В крупных городах рост происходит за счет переключения абонентов, в небольших подключаются и новые, говорит пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. В 2012 г. основным приоритетом оператора в сегменте ШПД было увеличение проникновения услуги там, где она уже действует.

Представитель крупнейшего российского оператора ШПД —«Ростелекома» не прокомментировал ситуацию по существу.

Валерий Кодачигов

 

Источник: Ведомости